Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автодор не дал разрешение на прокладку газопровода, что делать?

Автодор не дал разрешение на прокладку газопровода, что делать?

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ГАЗОПРОВОДА,
КАК ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственной регистрации подлежат права на объекты недвижимого имущества.
В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации определены критерии отнесения объектов гражданских прав к недвижимому имуществу, по которым все недвижимые объекты могут быть разделены на три группы.
К первой группе отнесены объекты, являющиеся недвижимостью по своей природе: земельные участки и участки недр.
Критерий второй группы – прочная связь объектов с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. К объекта, являющимся недвижимостью по физическим свойствам, относятся здания, сооружения и другие объекты.
К третьей группе относятся объекты, являющиеся недвижимостью в силу прямого указания закона. Такие объекты по своей природе – это, несомненно, движимые вещи, однако законодатель посчитал возможным распространить режим недвижимости на подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Согласно пунктам 1,2 статьи 16 Федерального закона от 21.071997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Так, согласно пункту 1 статьи 25 вышеуказанного закона, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством РФ требуется получение такого разрешения.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством РФ требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителю.
Вместе с тем согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты — это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Статьей 51Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для строительства линейных объектов (в отличие от, например, строительства строений и сооружений вспомогательного использования) необходимо наличие разрешения на строительство.
Статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ № «О промышленной безопасности производственных объектов» однозначно относит газопровод к опасным производственным объектам.
Пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае строительства линейных объектов необходимо наличие разрешения на строительство, подтверждающее соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструк-ции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструирован-ного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, необходимо отметитьмнение, изложенное в Письме Минэкономразвития России от 30 апреля 2015 г. N 14-исх/06260-ГЕ/15, о том что Государственная регистрация права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Закон о регистрации).
Положения статьи 25.3 Закона о регистрации распространяются на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, субъекты Российской Федерации могут установить иные случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство, но не противоречащие федеральному законодательству, в частности, Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Кроме того необходимо учитывать, что действующая редакция статьи 25.3 Закона о регистрации, в частности пункты 2, 3 данной статьи, не распространяется на линейные сооружения.

Читайте так же:
Вопросы об обустройстве системы на базе септика “Юнилос Астра”

Главный специалист-эксперт
отдела регистрации прав
государственный регистратор С.М. Вьюшкина

Выдача согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций

Выдача согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос, прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края

Выдача согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос, прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края осуществляется отделом выдачи разрешений управления эксплуатации автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по адресу: г. Краснодар, ул. Кузнечная, 6, 11 этаж, каб. № 1117.

Телефон отдела выдачи разрешений управления эксплуатации автомобильных дорог — 8 (861) 992-51-29, электронный адрес отдела: ovr@mt.krasnodar.ru.

График работы министерства:
понедельник – четверг – с 9:00 до 18:00 (перерыв 13:00 – 13:50);
пятница – с 9:00 до 17:00 (перерыв 13:00 – 13:40);
суббота, воскресенье – выходные дни;
в предпраздничные дни продолжительность времени работы министерства устанавливается ежегодно правовым актом главы администрации (губернатором) Краснодарского края.

Приём заявителей для подачи заявления на получение государственной услуги (далее – заявление) осуществляется ежедневно, кроме вторника и пятницы, выходных и праздничных дней. Для получения государственной услуги заявителю необходимо подать в министерство заявление о выдаче согласия с соответствующими техническими условиями (форма заявления приведена ниже).

В заявлении указывается:

  • для юридического лица – полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, юридический, фактический и почтовый адрес, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя;
  • для физического лица
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, его место регистрации, фактический адрес места жительства и почтовый адрес, паспортные данные;
  • контактный телефон (телефоны), адрес электронной почты (при наличии);
  • наименование объекта, в рамках которого осуществляется прокладка, перенос или переустройство инженерной коммуникации, ее эксплуатация;
  • вид инженерной коммуникации (магистральные, распределительные, подводящие и т.д.) с указанием технических характеристик (напряжение в сети, внутренний диаметр и материал труб и т.д.);
  • вид работ (прокладка, переустройство, перенос, эксплуатация);
  • способ (открытый, скрытый, закрытый) и метод (подземный, надземный) планируемого размещения инженерной коммуникации;
  • наименование автомобильной дороги в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 года № 977 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края»;
  • точная километровая привязка в формате км + м и расположение (вдоль слева/справа и, в случае надземной прокладки, места пересечения) планируемой (существующей) инженерной коммуникации по титулу автомобильной дороги;
  • желаемый способ получения результата предоставления государственной услуги.

К заявлению прилагаются:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (законного представителя заявителя).
  2. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление и (или) обратившегося в министерство (в случае обращения через законного представителя).
  3. Инженерно-топографический план земельного участка в масштабе 1:500 (1:200) или 1:1000, составленный не ранее двух лет до даты обращения, с высотными отметками и нанесенным на него элементным составом автомобильной дороги и плановым положением планируемой (существующей) инженерной коммуникации с привязкой участков ее размещения вдоль автомобильной дороги к существующему километражу на бумажном носителе, заверенном исполнителем, и, в случае параллельного следования инженерной коммуникации на расстоянии менее 5 м от подошвы насыпи дороги, в электронном виде в формате «dxf» либо «dwg» в системе координат МСК-23 на USB-флеш-накопителе. Инженерно-топографический план выполняется в соответствии с требованиями нормативных документов к инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог и инженерных коммуникаций.
  4. допускается выполнение инженерно-топографического плана карандашом.

Для получения государственной услуги заявитель представляет заявление и документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для предоставления государственной услуги, в том числе в форме электронного документа:

  • посредством почтовой связи;
  • через отдел выдачи разрешений;
  • через МФЦ (осуществляется в рамках соответствующих соглашений);
  • посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Портал), с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (заявления и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, предоставляемые в форме электронных документов, подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
Читайте так же:
Циркуляционный насос для бассейна с обогревом

Перечень классов средств электронной подписи, которые допускаются к использованию при обращении за получением государственной услуги, оказываемой с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, определяется на основании утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации модели угроз безопасности информации в информационной системе, используемой в целях приема обращений за получением государственной услуги и (или) предоставления такой услуги.

Не допускается подача заявления и прилагаемых к нему документов, необходимых для получения государственной услуги, путем направления их в адрес министерства посредством факсимильной и электронной связи, за исключением случаев обращения с заявлением и прилагаемыми документами в форме электронных документов, подписанных в соответствии с требованиями Федеральных законов от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». Заявления и прилагаемые к нему документы, поступившие по факсимильной связи и электронной почте, за исключением случаев обращения с заявлением и прилагаемыми документами через Портал в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, передаются на регистрацию сотрудникам министерства, ответственным за регистрацию поступающей в министерство служебной корреспонденции, и дальнейшая работа с ними ведется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Основанием для отказа в приеме заявления и документов, является:

  • заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание заявления, в том числе не являющимся владельцем (законным представителем владельца) инженерной коммуникации; заявление не содержит сведений, указанных выше;
  • заявление и прилагаемые документы не поддаются прочтению либо имеют исправления, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
  • представление документов, исполненных карандашом, а также поврежденных документов;
  • предоставление не полного пакета документов;
  • инженерно-топографический план представлен в масштабе, отличном от масштабного ряда 1:500 (1:200), 1:1000 и/или составлен ранее двух лет до даты обращения, а также не представлен на бумажном носителе, за исключением случаев обращения через Портал в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • на инженерно-топографическом плане отсутствует:
    • информация о масштабе и дате его составления;
    • подпись исполнителя;
    • высотные отметки;
    • элементный состав автомобильной дороги;
    • плановое положение планируемой (существующей) инженерной коммуникации с привязкой участков ее размещения вдоль и места пересечения автомобильной дороги к существующему километражу;

    В случае обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью, основанием для отказа в приеме документов является несоблюдение установленных условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи согласно пункту 9 Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года № 852.

    Верховный суд защитил права граждан, чьи дома оказались в зоне трубопроводов

    alt=»Именно так должна выглядеть уважающая себя магистраль: чтобы все видели, что рядом жить нельзя. Фото: РИА Новости www.ria.ru» /> Именно так должна выглядеть уважающая себя магистраль: чтобы все видели, что рядом жить нельзя. Фото: РИА Новости www.ria.ru

    В целом нельзя сносить просто так дом человека, когда рядом оказался трубопровод. Если человек действовал честно и законопослушно, он должен получить честную компенсацию. Верховный суд РФ в специальном обзоре судебной практики детально разобрал ситуации, связанные со спорами вокруг построек в защитной зоне трубопроводов.

    Фото: iStock

    Например, дано принципиальное разъяснение: нельзя признать самовольной постройкой дом в охранной зоне трубопровода, когда домовладелец не знал о том, что рядом проходит магистраль. Образно говоря, если трубопровод оказался "секретным", дачи возле него просто так не снесут. Более того, владельцы уже снесенных на таком основании домов сейчас смогут потребовать компенсации.

    Вопрос касается многих тысяч дачников. Нередко человек лишь постфактум узнает, что рядом с участком проходит магистраль. До сих пор существовала опасность, что в таком случае дом признают самовольной постройкой и заставят снести — за свой счет.

    Никита Филиппов, почетный адвокат России:

    Именно такие ситуации случались раньше. Очень часто трубопровод находился под землей, на картах генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, в документации по планировке территории он не отображался, на местности сведения о его границах также не обозначались. Соответственно, дома, расположенные в непосредственной близости от "непубличного" трубопровода, не могут признаваться самовольной постройкой".

    Ранее принятые судебные решения о признании таких домов самовольными постройками теперь стало возможно отменить по новым обстоятельствам и потребовать возмещения убытков в случае, если дом уже снесен.

    Обзор стал результатом обобщения судебной практики по результатам применения изменений земельного и градостроительного законодательства, произошедших в 2018 году. Не секрет, что до вступления в силу закона о зонах с особыми условиями использования территорий суды очень часто признавали самовольными постройками жилые дома, расположенные рядом с газопроводами. Часто люди даже не знали, что рядом находится опасный линейный объект. Они получали участки, застраивали их по всем правилам, включая процедуры получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию (тогда еще не был предусмотрен уведомительный порядок начала и завершения строительства объектов ИЖС). Участки с такими домами покупались и продавались, бывало, по несколько раз, и никто из новых собственников не знал, что строить и жить на таких участках просто опасно. Практика судов по таким спорам была однозначная: если жилой или садовый дом находится в границах минимальных расстояний от трубопровода, а согласование не получено, то он является самовольной постройкой и подлежит сносу за счет собственника этого дома. Доводы о том, что при строительстве домов никто не знал и не мог знать о проложенной в земле нитке газопровода, суды не интересовали. Закон же поменял эту порочную практику, обязав собственников трубопроводов не только внести в Росреестр сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, но и возмещать убытки в связи установлением таких зон. При этом закон прямо закрепил, что уже существующие дома и иные объекты капитального строительства сносу не подлежат.

    В том же случае, когда дом построен законно, но в силу ряда обстоятельств оказался в запретной зоне, владельцу в случае сноса обязаны заплатить компенсацию.

    Как определяются суммы компенсаций в таких случаях?

    Закон оперирует понятием "рыночная стоимость земельного участка без учета установленных зоной ограничений". Для ее определения проводится судебная экспертиза оценки рыночной стоимости, которая определяет стоимость участка, подлежащего выкупу, как если бы участок не находится в этой зоне. Аналогичным образом определяется стоимость построек на участке. Кроме того, в некоторых случаях можно также потребовать компенсацию за переезд, возмещение соответствующих транспортных расходов.

    Когда убытки от сноса возмещают местные власти?

    Верховный суд рассмотрел спор, в котором было установлено, что местные власти знали о расположении трубопровода, но тем не менее предоставили гражданину участок и разрешили на нем строительство. Гражданин не знал и не мог знать о запрете строительства на участке. После этого построенный дом был снесен по решению суда. В этой ситуации налицо вина органа местного самоуправления. Поэтому суды в таких случаях взыскивают убытки именно с них, а не с собственников трубопроводов, предоставивших местным властям сведения о размещении трубопроводов. В убытки в этом случае включаются рыночная стоимость снесенного дома и хозяйственных построек, затраты на их снос, а также разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений и рыночной стоимостью участка с учетом таких ограничений.

    Кассационный суд подтвердил право граждан требовать сноса чужого самостроя

    Первый кассационный суд общей юрисдикции сделал принципиально важное разъяснение: граждане вправе требовать сноса самовольных построек, расположенных на чужой, в том числе общественной земле. Единственное условие: человек должен доказать, что посторонние стены как-то нарушают его права.

    Фото: iStock

    Оказывается, суды далеко не всегда принимают подобные иски от граждан, считая, что те не уполномочены поднимать вопрос о разрушении.

    Подобная история произошла в Липецкой области. Как рассказал Первый кассационный суд, некий гражданин Т. обратился в суд с иском о сносе самовольной постройки, указав, что напротив одного из домов, на территории общего пользования, находится цельнометаллический гараж и вагончик, принадлежащий гражданину Ч. В 2017 году гараж был демонтирован, однако от него остался фундамент. Истец полагал, что данные объекты нарушают его права и создают угрозу его жизни и здоровью. Увы, нижестоящие суды отказались рассматривать дело.

    Кассационный суд не просто не согласился с этим и отменил решения нижестоящих судов: он специально включил данный пример в свой обзор судебной практики с подробными разъяснениями.

    Суд обязан принять заявление и проверить все факты. Если чужие постройки действительно чем-то угрожают человеку, он вправе предъявлять претензии. И не важно, где именно они находятся.

    Что делать если собственник газовой трубы не дает согласие на подключение?

    Для того что бы провести газ необходимо получить технические условия на подключение в АО «Мособлгаз», АО «Тулагоргаз» или в иных аналогичных компаниях. Однако газораспредительная компания не всегда готова проводить ветку от своих мощностей, так как это будет приводить к запараллеливанию газовых сетей с уже имеющимися. Поэтому газораспредительная компания может предложить осуществить подключение к уже имеющимся частным газовым сетям. Эти газовые сети могут принадлежать как организациям, так и физическим лицам. Как правило, это именно физические лица, условно сосед Иванов. Но для такого подключения необходимо получить письменное согласие соседа Иванова. Кто – то дает такие согласия бесплатно, а кто-то требует деньги. Если сумма вознаграждения вменяемая вопрос решается, и юридическая помощь не нужна. Но иногда собственник просит очень значительные суммы, явно не адекватные, и возникает конфликт. Согласие от собственника нужно, а его нет? Что делать? Обращаться в суд.

    В судебной практике сложился единообразный подход, который основан на следующем:

    Согласно ст. 27 федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О газоснабжении в Российской Федерации», организации — собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Под доступом понимается право организации на получение услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям (пунктом 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным распределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370).

    В соответствии с действующим законодательством не предусмотрены какие-либо особенности подключения объектов капитального строительства к сетям газоснабжения с использованием газопровода, принадлежащих физическим лицам, по сравнению с использованием газопроводов, находящихся в собственности юридических лиц, так как они, в силу общих положений ГК РФ занимают равное положение на рынке предоставления услуг в сфере газоснабжения. В связи с чем, статья 27 федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О газоснабжении в Российской Федерации» подлежит применению по аналогии Закона. Из указанных правовых норм следует, что собственник газораспределительной сети не может отказать в доступе к сети газоснабжения путем транспортировки по ней газа, предназначенного потребителям, при наличии технической возможности.

    Как указано в ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

    В силу п. 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

    Как правило такие иски удовлетворяются. Вот примерный перечень положительной судебной практики: Апелляционное определение Самарского областного суда от 19.01.2015 № 33-355/2014, Апелляционное определение Самарского областного суда от 28.07.2014 по делу № 33-6712/2014, Апелляционное определение Самарского областного суда от 29.05.2017 по делу № 33-6083/2017, Апелляционное определение Самарского областного суда от 08.07.2014 № 33-6524/2014, Апелляционное определение Московского областного суда от 20.04.2015 по делу № 33-6423/2015, Апелляционное определение Московского областного суда от 28.09.2015 по делу № 33-23552/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.08.2016 № 33-26799/2016, Определение Калужского областного суда от 30.10.2014 по делу № 33-3237/2014, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 18.02.2016 по делу № 33-2438/2016, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 09.06.2015 по делу № 33-8297/2015, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 13.10.2014 по делу № 33-13190/14, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 06.04.2016 по делу № 33-2599/2016, Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 19.09.2017 по делу № 33-29536/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 № 09АП-2097/2016 по делу № А40-129271/15, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 № 15АП-18393/2014 по делу № А53-13402/2014.

    Удовлетворение такого иска не означает, что собственник газовой трубы не получит никакой денежной компенсации, её определит суд. Какие-либо тарифы (плата) за выдачу основным абонентом согласия на подключение к принадлежащим ему сетям газоснабжения в настоящее время не утверждены, поэтому определение компенсации не будет простым делом. Если собственник подаст встречный иск о взыскании компенсации, то этот вопрос будет рассматриваться сразу, в противном случае будет ещё один судебный процесс.

    Стоит отметить, что в судебной практике имеется и противоположный подход, который основан на принципе свободы договора.

    Вот к примеру какая аргументация приведена в Апелляционном определение Самарского областного суда от 02.06.2015 по делу № 33-5862.

    Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 1 и п. 2 ст. 209 ГК РФ).

    В силу требований ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 — 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

    Согласно ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

    Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (ст. 690 ГК РФ).

    Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту, может быть предоставлена в пользование субабоненту на основании соответствующего договора между указанным лицами о возмездном, либо безвозмездном пользовании названной сетью, при этом, поскольку действующим законодательством не определены условия и порядок заключения такого договора, возможность возложения в судебном порядке на основного абонента обязанности выдать разрешение на подключение к принадлежащей ему на праве собственности сети газопотребления, при отсутствии соответствующего договора, действующим законодательством не предусмотрена.

    Кроме того, по данным делам возникают и технические вопросы, связанные с пропускной способностью газопровода.

    По своему опыту отмечу, что такие процессы крайне сложные, одно из дел у нас длилось около двух лет. Поэтому обязательно обращайтесь к юристу.

    Автор статьи: юрист юридической компании «Правового бюро «ТРИБУН» Миронов А.В.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию