Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик тяги газового котла: как устроен и работает + тонкости проверки функциональности

Датчик тяги газового котла: как устроен и работает + тонкости проверки функциональности

Датчик тяги газового котла предназначен для обеспечения безопасности. Данное устройство представляет собой автоматический прибор, защищающий от избыточного скопления вредного газа в помещении и отвечающий за безаварийную работу.

  • 1 Виды датчика тяги газового котла
  • 2 Как работает
  • 3 Проверка работоспособности
  • 4 Установка датчика тяги
  • 5 Что делать, если тяги нет
  • 6 Можно ли отключить

Виды датчика тяги газового котла

Существует две разновидности газовых котлов. Первая это котлы с естественной тягой, а вторая это оборудование с принудительной тягой. Каждый из видов нуждается в своём виде приборов.


Открытая камера сгорания в совокупности с правильно подобранными дымоходами гарантирует нормальную естественную тягу. Датчики для этих котлов содержат биметаллическую пластину, присоединённую к электрическому контакту. Принцип срабатывания достаточно простой.

Если тяга хорошая, то температура внутри котла находится в норме и пластина замыкает контакт, а если снижается, то температура в котле начинает расти, что приводит к расширению металлической пластины и в какой-то момент она деформируется, размыкая контакт и закрывая газовый клапан. При устранении проблемы пластина возвращается в исходное положение и продолжается поступление газа в горелку.

Закрытая камера сгорания при помощи дутьевых устройств определяет оборудование с принудительной тягой, которое содержит датчик, так называемое пневматическое реле. Прибор контролирует работу вентилятора и скорость отхода газов сгорания. Конструктивно устройство состоит из мембраны, прогибающейся при нормальной тяге под давлением дымовых газов. Как только давление газов становится ниже нормального, мембрана уменьшает прогиб и происходит размыкание контактов с закрытием клапана газа. Датчики гарантируют нормальную работу отопительного прибора. Устройство является принципиальным элементом защиты котлов, потому что при малой тяге возможен процесс обратного втягивания дымовых газов и продукты горения покидают котёл не в сторону улицы, а идут в помещение.

проверка тяги котла Датчик температуры и тяги внутри котлоагрегата Вариант датчика тяги для газового котла Заводской датчика тяги для газового котла

Как работает

Основная задача прибора это мгновенный сигнал клапану газа, перекрывающему подачу топлива к горелке. Если происходит нарушение нормального потока дымовых газов из котла наружу, то датчик срабатывает. При отсутствии такого устройства или его несрабатывании произойдёт проникновение углекислого и угарного газов в жилое помещение, что чревато нанесением серьёзного ущерба здоровью человека.


Принцип работы датчика тяги газового котла заключается в изменении положения металлической пластинки в зависимости от температуры. Прибор настраивается на необходимую температуру в соответствии с применяемым топливом. При использовании природного газа диапазон температур будет составлять от 75 до 950 °С, при сжиженном — от 75 до 1500 °С.

В случае ухудшения тяги происходит нагрев отходящих газов, что фиксируется устройством и происходит перекрытие газоподачи. В котлах с открытой камерой горения устройство фиксирует скорость и температуру потока, а в котлах с принудительной – контролирует давление воздуха из турбины.

Как проверить функциональность датчика?

Нарушения тяги газового котла зачастую принято сопоставлять именно с датчиками. Во всяком случае, многие мастера традиционно указывают на неисправность датчика тяги.

Проверить, как работает датчик определения тяги на бытовом газовом котле достаточно просто. Следует отметить, что периодическая проверка таких компонентов конструкции, по сути, является обычным делом. Особенно для котлов, оснащаемых вентилятором.

Этап #1 — выполнение проверки контрольных сенсоров

Практически каждое оборудование с вентилятором имеет специальные тестовые точки, используя которые выполняется тестирование датчика.

Тестовые точки (штуцеры), как правило, размещены в области дымохода (верхняя часть котла). Пример расположения таких элементов показан на картинке ниже. Оба штуцера маркированы соответствующим образом. То есть – имеют обозначения «+» и «-», указывающие поточный ход.

Контрольные точки (штуцеры) для проверки уровня тяги газовой колонки

Контрольные точки (штуцеры) измерения уровня разрежения внутри камеры сгорания котла. Используются эти элементы для контрольных замеров с помощью специального манометра

Рядом с контрольными штуцерами обычно есть ещё один контрольный интерфейс (слева, закрыт крышкой), через который допустимо измерить температуру газов и коэффициент полезного действия оборудования.

Порядок выполнения замеров следующий:

  1. Скрутить защитные колпачки на штуцерах.
  2. Подключить к штуцерам трубки манометра.
  3. Соблюсти точность подключения по точкам «+» и «-».
  4. Включить на котле режим «Трубочист».
  5. Дождаться вывода оборудования на максимум работы.

После того, как оборудование наберёт максимум мощности, проверяют показания манометра. Прибор должен показать допустимый уровень разрежения, не выходящий за пределы установленного диапазона для конкретной марки газового котла. Требуемый диапазон можно узнать из документации на оборудование.

Измерение уровня разрежения внутри камеры сгорания

Выполнение тестовых замеров по уровню разрежения внутри камеры сгорания газового котла с помощью цифрового прибора манометрической функциональности

Проверка работоспособности

Если наблюдаются проблемы в работе котла, то может потребоваться замена датчика. К примеру, если происходит регулярное выключение горелки, но проблемы в системе отвода газов горения не наблюдаются. Также нужно проверить работу устройства когда происходит его периодическое отключение через 20-30 минут.

Чтобы проверить исправность датчика котла нужно рассмотреть 3 способа:

  1. Возле устройства прикрепить обычное зеркало. Если датчик работает штатно, то поверхность зеркала не должна покрываться конденсатом.
  2. Простой способ проверки путём неполного перекрытия дымохода. Работающий датчик оперативно подаст сигнал, и оборудование отключится.
  3. Если в качестве отопительного оборудования используется двухконтурный котёл, то для проверки прибора можно перевести его в режим ГВС, без теплоснабжения. Затем открыть кран на мощную струю воды. Здесь ситуация обратная – отключение датчика будет признаком его проблемной работы.

Существует множество производителей датчиков тяги. Среди них такие лидеры рынка, как Junkers, KAPE, Sitgroup, Евросит. Некоторые производители котлов (Baxi, Данко) производят приборы для своего отопительного оборудования. Необходимо правильно подбирать датчики для того оборудования, которое используется (газовые колонки, настенные или напольные котлы). Важно периодически проверять исправность датчика тяги котла.

Установка датчика тяги

Установка устройства выполняется индивидуально, в зависимости от применяемого оборудования, выбора удобного места расположения. Сперва важно приобрести подходящий для данного вида котлов прибор. Подробная информация о правильной установке может быть приведена в технической документации отопительного оборудования.

Монтаж прибора необходимо доверить специалисту, так как неправильно установленный датчик будет работать со сбоями и, как следствие, представлять угрозу здоровью людей при отравлении газами.Специалист также поможет правильного настроить прибор.

Читайте так же:
Рейтинг пылесосов Самсунг 1600W: обзор лучших моделей + рекомендации по выбору

Что делать, если тяги нет

Бывает несколько причин срабатывания защитных устройств газового котельного оборудования: неверно установленная система удаления отработанных газов или же сбои датчика. Итак, почему нет тяги в дымоходе? Чтобы избежать сбойной или неправильной работы устройства и обеспечить нормальную вытягивание из котла на улицу нужно выполнить правильный монтаж системы дымоудаления, руководствуясь важными критериями:

  • рассчитать высоту дымовой трубы нужно в зависимости от дистанции от конька крыши до трубы;
  • располагать дымоход желательно по центру кровли, чтобы верхняя точка трубы возвышалась над коньком более, чем на 0,5 метра;
  • установить стабилизатор тяги котла в непосредственной близости с выходным патрубком, чтобы избежать задувания пламени при сильном ветре.

Если тяга недостаточная, то это приведёт к росту температуры газов в котле и перекрытию клапана газа. При регулярном обслуживании котла обязательно проверяется система удаления газов: состояние труб, герметичность, чистка, работа турбины котла.

Как проверить тягу в дымоходе газового котла? Можно воспользоваться анемометром – прибором, измеряющим скорость движения газов, приложить лист тонкой бумаги или при помощи дыма от сигареты. Нужно также визуально обследовать дымоход на наличие механических засоров. Если возникнет необходимость увеличить порог температуры для срабатывания датчика тяги, то специалист может отрегулировать необходимый зазор в приборе. Устройство нужно периодически чистить от сажи, образованной при сжигании топлива, или некорректному режиму поступления газа и воздуха на горелку.

Возможные причины срабатывания датчика

Нередко частое срабатывание датчика тяги газового котла наблюдается непосредственно после установки нового оборудования с последующим запуском в эксплуатацию.

Сбои в работе котла при таком варианте, как правило, обусловлены:

  • некорректной схемой построения канала удаления дыма;
  • неординарными погодными условиями в регионе;
  • нарушением тяговых характеристик оборудования;
  • неправильной настройкой контроллера управления.

В регионах, где преобладают сильные ветра, причина срабатывания датчика может быть банальной – попадание ветра в канал отвода дымовых газов. Для таких случаев рекомендуется дополнительно устанавливать на трубе тяговый стабилизатор.

О тяговых характеристиках было отмечено выше, а для настройки контроллера газовой колонки следует привлекать специалистов.

Можно ли отключить

При постоянном отключении у многих может появиться мысль о полном его демонтаже, закоротив клеммы вместо датчика. Но делать это проивопоказано ни при каких условиях. Если прибор отключается, то этого говорит в первую очередь о неудовлетворительных тяговых показателях.

Нестабильное движение уходящих газов в котле приводит к разворотам тяги, что приводит к попаданию вредных газов в помещение и начинает чувствоваться запах гари. Отключение может спровоцировать и обратная тяга: появляется воздушная пробка в дымоходной трубе, и газы идут обратно.

Это отчасти происходит и из-за плохой теплоизоляции трубы. Безусловно, использование датчика предусматривает его отключение, но нужно понимать опасность этого и отсутствие защиты при аварии. Поэтому отопительное оборудование нельзя использовать без таких датчиков.

Способы восстановления и повышения тяги

Причины снижения тяги обычно являются понятными и легко устраняемыми:

  1. Засорение дымохода. Это может произойти вследствие сажеобразования или попадания в него пыли и грязи из вне. Регулярная очистка дымохода даже при самых благоприятных условиях эксплуатации является нормой. Сделать это можно, например, металлическим ершом на длинной проволоке. Стенки дымохода должны быть максимально чистыми, иметь ровную поверхность.
  2. Недостаточная теплоизоляция дымохода. При недостаточном утеплении большая часть дымохода охлаждается, вследствие чего уже не наблюдается существенный перепад температур, необходимый для достаточного разрежения.
  3. Ошибки в проектировании дымохода. Чаще всего это недостаточная его высота, она должна быть не менее 5 м. Существуют и нормы высоты относительно конька крыши (см. фото ниже). Слабая тяга возможна и при недостаточном диаметре дымохода, чрезмерном количестве колен, негерметичности.


Оптимальная высота дымохода согласно СНиП 41-01-2003.
Отдельно стоит отметить ременные явления обратной тяги, гасящие горелку котла, которые возникают не только из-за неправильной высоты дымохода, но и отсутствия грамотно подобранного, защищающего от ветра, дефлектора на нем.

Датчик тяги газового котла: как устроен и работает + тонкости проверки функциональности

Алексей Дедюлин

Современное газовое оборудование, как правило, может работать полностью автоматизированно. Благодаря встроенным в конструкции компонентам контроля безопасной работы оборудования обеспечивается надёжность системы в целом. Одним из таких устройств является датчик тяги газового котла.

Согласитесь, что пользоваться оборудованием, которое не требует постоянного присутствия человека, довольно удобно. Но по какому принципу работает датчик тяги и так ли он надежен?

Эти вопросы мы рассмотрим в нашей публикации – поговорим об устройстве датчика тяги, его функциональных возможностях и особенностях проверки работоспособности. Изложенный материал дополним тематическими фото и видеоматериалами.

Конструкция и принцип действия датчика

Учитывая разнообразие исполнения газовых котлов, следует отметить, что датчики контроля тяги встречаются также разной конструкции. Если рассматривать их конструкцию исключительно обобщённо, речь пойдёт о достаточно простом механизме приборов.

Основой практически любого сенсора контроля тяги газового котла выступает биметаллический элемент, меняющий форму при изменениях температурного фона. Фактически это простая биметаллическая пластина, которая изгибается при нагреве или охлаждении.

Изменением формы пластины управляется контактная группа, переводящая состояние контактов на «включено» или «выключено». Коммутационный сигнал контактной группы передаётся на контроллер газового котла или на более простой механизм управления подачей газа.

Тип датчика, контролирующего тягу в дымовом канале, зависит от используемого котла.

Так, существуют и применяются на практике два типа газовых котлов:

  1. Конструкции, оснащённые простым дымоходом (с естественной тягой).
  2. Конструкции, оснащённые дымоходом с турбиной (с принудительной тягой).

Эти конструкции отличаются одна от другой и датчики тяги, используемые для них, также разнятся.

Устройства для котлов с естественной тягой

В котлах с естественной тягой применяется так называемый колпак дымовых газов, в тело которого встраивается простой миниатюрный термостат, как показано на картинке ниже.

Термостат простой конструкции в миниатюрном исполнении обычно наделяется соответствующей температурной меткой непосредственно на корпусе (на металлической обечайке). Эта метка (например, 75º) указывает температурную границу срабатывания контактной группы сенсора.

Читайте так же:
Обзор робота пылесоса iClebo Omega: домашний помощник с улучшенной системой навигации

Термостат дымохода канала газового котла

Действует такое устройство просто. Если дымовые газы, проходящие через колпак с установленным датчиком, нагреют прибор выше установленного температурного параметра (что говорит о нарушении нормы режима тяги), контакты разомкнут цепь.

Соответственно, по причине разомкнутой цепи выключится из работы (заблокируется) система подачи газа на котёл. Повторно оборудование запустится только после остывания сенсора и восстановления разомкнутого контакта.

Конструкции датчиков турбинных котлов

Котлы, оснащённые дымоходом с турбиной, имеют несколько иной датчик определения тяги газового котла с принципом работы, отличающимся функционально. Прежде всего, отличие заключается в том, что сенсор фактически управляет вентилятором турбины котла. Иными словами, осуществляется контроль оптимальной тяги дымовых газов вентилятором.

Именно поэтому устройство датчиков тяги турбинных газовых котлов выполнено не под контроль температуры, а под контроль объёма проходящих угарных газов.

Такие датчики работают по факту наличия оптимального разрежения внутри камеры сгорания, имеют контактную группу из трёх элементов:

  • контакт COM;
  • нормально открытый (NO);
  • нормально закрытый (NC).

Конструктивно приборы выполняются разными по форме, но их принцип действия остаётся неизменным. По факту образования рабочих условий внутри камеры газового котла (оптимальное разрежение) подводимым давлением воздуха замыкается контактная группа, отправляя сигнал на подачу газа.

Датчики тяги газовой колонки (газового котла)

Как проверить функциональность датчика?

Нарушения тяги газового котла зачастую принято сопоставлять именно с датчиками. Во всяком случае, многие мастера традиционно указывают на неисправность датчика тяги.

Проверить, как работает датчик определения тяги на бытовом газовом котле достаточно просто. Следует отметить, что периодическая проверка таких компонентов конструкции, по сути, является обычным делом. Особенно для котлов, оснащаемых вентилятором.

Этап #1 — выполнение проверки контрольных сенсоров

Практически каждое оборудование с вентилятором имеет специальные тестовые точки, используя которые выполняется тестирование датчика.

Тестовые точки (штуцеры), как правило, размещены в области дымохода (верхняя часть котла). Пример расположения таких элементов показан на картинке ниже. Оба штуцера маркированы соответствующим образом. То есть – имеют обозначения «+» и «-», указывающие поточный ход.

Контрольные точки (штуцеры) для проверки уровня тяги газовой колонки

Рядом с контрольными штуцерами обычно есть ещё один контрольный интерфейс (слева, закрыт крышкой), через который допустимо измерить температуру газов и коэффициент полезного действия оборудования.

Порядок выполнения замеров следующий:

  1. Скрутить защитные колпачки на штуцерах.
  2. Подключить к штуцерам трубки манометра.
  3. Соблюсти точность подключения по точкам «+» и «-».
  4. Включить на котле режим «Трубочист».
  5. Дождаться вывода оборудования на максимум работы.

После того, как оборудование наберёт максимум мощности, проверяют показания манометра. Прибор должен показать допустимый уровень разрежения, не выходящий за пределы установленного диапазона для конкретной марки газового котла. Требуемый диапазон можно узнать из документации на оборудование.

Измерение уровня разрежения внутри камеры сгорания

Процедура, демонстрирующая как проверить датчик тяги на бытовой газовой колонке, помимо замеров манометром, также включает ещё одно необходимое действие – проверку прессостата котла.

Вентилятор газового котла традиционно оснащается прибором, именуемым – прессостат. Благодаря этому прибору, осуществляется контроль работы вентилятора и фактически управление горелкой газового котла.

Прессостат соединён с воздушным каналом резиновыми трубками. Однако для проверки этого элемента схемы придётся вскрыть корпус газового котла.

Вентилятор и прессостат газового котла

Принцип действия этой технической пары достаточно прост. Из воздушного канала через резиновую трубку давление (отрицательное относительно давления во второй трубке) отбирается прессостатом.

Если отбор давления в норме, контактная цепь прессостата замкнута – газовый котёл функционирует штатно. В случае изменения (отклонения) уровня разрежения, меняется разница давления, что приводит к разрыву контактной группы прессостата. Соответственно, оборудование выводится из работы (блокировка котла).

Рабочие параметры прессостата на корпусе прибора

Любой прессостат фирменного исполнения всегда имеет на корпусной части обозначения рабочих параметров. В частности, указывается параметр давления срабатывания прибора на включение и отключение (например, у прессостата, изображенного на фото выше, это 70/45 Па). Другими словами: в данном случае газовая горелка работает при давлении 70 Па и блокируется при давлении 45 Па.

Этап #2 — проверка работоспособности прессостата котла

Чтобы выполнить проверку прессостата, нужно выполнить простое действие – определить качество коммутации электрической цепи прибора. Коммутационным элементом прессостата является обычный микропереключатель, встроенный в конструкцию прибора.

Микропереключатель управляется (контакты замыкаются или размыкаются) пластиной, на которую воздействует сила давления воздуха, поступающего на прибор через трубки.

Контакты микропереключателя выведены на внешнюю сторону корпуса устройства. Соответственно для проверки нужно подключить на контактную группу измерительный прибор (мультиметр), настроенный на измерение сопротивления Ом.

Каждый фирменный прибор оснащается электрической схемой, указанной на корпусе. В соответствии с этой схемой соединяются щупы мультиметра и контакты прибора.

Проверка прессостата газового котла

После подключения щупов мультиметра, на канал отрицательного давления прессостата присоединяется кусок силиконовой трубки. Через подключенную трубку на приборе создают отрицательное давление (просто всасывая воздух ртом) и одновременно контролируют показания мультиметра.

При нормальной коммутации стрелка прибора покажет минимальное сопротивление или не среагирует вовсе в зависимости от давления, создаваемого в трубке. Если же микропереключатель неисправен (нарушен канал коммутации), мультиметр не покажет никакой реакции. В этом случае прессостат необходимо заменить новым.

Рекомендуем ознакомиться с тонкостями осмотра и обслуживания газовых котлов.

Этап #3 — выявление причины снижения тяги

Не всегда причина снижения тяги заключается в поломке датчика.

Так, практика демонстрирует, что недостаточная тяга может быть обусловлена многими другими факторами:

  • засорением трубок передачи воздуха;
  • засорением внутренней области улитки вентилятора;
  • образованием конденсата внутри силиконовых трубок;
  • попаданием инородных предметов внутрь трубок.

Одной из частых причин снижения тяги котла нередко становится засорение внутренней области улитки вентилятора. Чистка этой области восстанавливает тягу в полном объёме.

Очистка улитки и лопастей вентилятора газовой колонки

На лопатках крыльчатки вентилятора и стенках улитки после продолжительной работы газового котла собирается большое количество пыли и гари. Со временем эти отложения уплотняются, приобретают жёсткую структуру и в результате создают существенное сопротивление воздушному потоку. Это и есть одна из частых причин потери тяги котлом.

Вентилятор котла, конечно же, придётся демонтировать, прежде чем провести чистку внутренней области. Большинством конструкций котлов предусмотрен лёгкий демонтаж/монтаж вентилятора. Обычно достаточно отвернуть два-три крепёжных винта, чтобы отсоединить компонент от шасси. Предварительно следует отключить газовый котёл от электропитания.

Читайте так же:
Двухтрубная система отопления частного дома: схемы устройства + обзор преимуществ

Чистый вентилятор газового котла

Промывку водой следует выполнять с таким расчётом, чтобы влага не попала на статорную обмотку электродвигателя и другие электрические элементы. Лучшим вариантом видится чистка путём продувки внутренней области улитки и лопастей сжатым воздухом. Правда, в домашних условиях такой вариант зачастую невозможен.

Рекомендации по чистке и собственноручному обслуживанию газовой колонки мы привели в следующей статье.

Этап #4 — повторное тестирование тяги

По завершении процедуры очистки вентилятора турбины газового котла и установки этого компонента конструкции на своё рабочее место, предстоит повторить тестирование оборудования на уровень тяги дымовых газов.

То есть опять же следует выполнить операцию, которая описывалась выше – проверка уровня разрежения внутри камеры сгорания. Предварительно разобранный корпус газового котла необходимо установить на место – привести котёл в полное рабочее состояние.

Собранный газовый котёл

Как правило, результаты проверки демонстрируют некоторое увеличение показаний манометра, что свидетельствует о нормальном рабочем состоянии канала отвода дымовых газов. Учитывая такую практику, можно сделать соответствующий вывод, что далеко не всегда первостепенной причиной нарушения режима тяги газового котла является именно датчик температуры или прессостат.

Поэтому изначально проверять нужно всё оборудование и аксессуары, задействованные в схеме дымового канала. Ведь в данном случае проблема была в засорении вентилятора турбины газового котла.

Возможные причины срабатывания датчика

Нередко частое срабатывание датчика тяги газового котла наблюдается непосредственно после установки нового оборудования с последующим запуском в эксплуатацию.

Сбои в работе котла при таком варианте, как правило, обусловлены:

  • некорректной схемой построения канала удаления дыма;
  • неординарными погодными условиями в регионе;
  • нарушением тяговых характеристик оборудования;
  • неправильной настройкой контроллера управления.

В регионах, где преобладают сильные ветра, причина срабатывания датчика может быть банальной – попадание ветра в канал отвода дымовых газов. Для таких случаев рекомендуется дополнительно устанавливать на трубе тяговый стабилизатор.

О тяговых характеристиках было отмечено выше, а для настройки контроллера газовой колонки следует привлекать специалистов.

Выводы и полезное видео по теме

В ролике рассмотрены конструктивные детали датчиков тяги, место расположения этих компонентов и их принцип работы:

Если профессиональные мастера достаточно хорошо знакомы с газовым оборудованием, для обычного пользователя устранение неисправностей газового котла – это «тёмный лес». Кроме того, обращение с газовыми системами при отсутствии соответствующих знаний чревато серьёзными последствиями.

Поэтому когда есть желание самостоятельно заменить или отремонтировать тот же датчик тяги или какое-то иное оборудование газовой колонки, прежде нужно как минимум изучить систему. Но лучший способ устранения дефектов газовой системы – это обращение к специалистам.

Хотите дополнить изложенный выше материал полезными замечаниями по принципу работы датчика тяги? Или желаете поделиться с другими пользователями своим опытом проверки датчика? Пишите свои замечания и комментарии в блоке ниже, добавляйте уникальные фото собственноручного тестирования.

Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла

Датчик контроля тяги газового котла – внутренний элемент защиты, отвечающий за оперативную передачу сигнала о снижении интенсивности тяги в дымоотводе.

Его первостепенная функция заключается в обеспечении безопасности при эксплуатации газового оборудования, поскольку вывод отработанных продуктов сгорания напрямую зависит от воздухообмена и без нормальной тяги дым начинает скапливаться в помещение, оказывая негативное влияние на здоровье хозяев.

Кроме того, сила тяги определяет полноту сгорания топлива, поэтому этот датчик нужен и для сохранения стабильной работоспособности самого агрегата.

Читайте в статье

Как он выглядит и где расположен

Расположения датчика тяги турбированного газового котла

Так выглядит датчик тяги турбированного BAXI ECO Four. Точное расположение всегда указано в инструкции к котлу.

Согласно правилам безопасности газовых хозяйств ПБ 12-368-00, бытовые отопительные котлы обязательно должны быть оснащены датчиком тяги. Местом монтажа, как правило, служит дымовой колпак (расположен в дымоуловителе) или же свободное пространство между вентиляционным каналом и корпусом агрегата.

Расположения датчика тяги атмосферного газового котла

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги, независимо от его конструкции, основан на отслеживании показателей вывода отработанного газа: в случае нарушения, в блок управления подаётся соответствующий сигнал, после которого электромагнитный клапан перекрывает поступление топлива на горелку – оборудование выключается.

Более подробно алгоритм действий срабатывания датчика тяги, а также его устройство можно рассмотреть на примере конкретной модели газового агрегата:

Датчик тяги газового атмосферного котла

• атмосферный котёл (открытая камера сгорания) – датчик выполнен в виде термореле, внутри которого находится биметаллическая пластина, реагирующая на перепады температуры (настраивается в диапазоне 75–900 °C для природного газа и на 75–1500 °C для сжиженного газа). Если тяга в дымоходе ослабевает, то концентрация дыма увеличивается, а, значит, температура растет – когда пластина в достаточной степени перегреется, она расширится и просто разорвёт контакты

В большинстве атмосферных котлов с открытой камерой сгорания датчик тяги также выполняет функцию и предохранительного термостата – контролёра температуры дыма, поэтому даже в случае оперативного устранения первопричины неполадки, возобновить работу можно только после полного остывания агрегата.

Пневмореле газового котла

• турбированный котёл (закрытая камера сгорания) – датчик представляет собой пневмореле, мембрана которого обладает повышенной чувствительностью к давлению. Она прогибается под действием потока, создающегося турбиной или вентилятором (степень натяжения регулируется производителем), чем фиксирует контакты в замкнутом положении. Поэтому, когда уровень нагнетания давления падает ниже допустимого предела – контакты микропереключателя размыкаются.

Для конденсационных котлов подходят только специальные датчики тяги, настраиваемые на более низкую температуру дымов, чем у стандартных моделей.

Таким образом, именно датчик тяги является главным барьером, который предотвращает проникновение ядовитого дыма и углекислого газа в помещение.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Читайте так же:
Пылесосы Rowenta: рейтинг лидирующих по продажам моделей и рекомендации выбирающим

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркалов месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Комнатный термостат котла в интерьере домаКак выбрать комнатный термостат и экономить до 30% в месяц на отоплении

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Контакты датчика тяги котла

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Серия котлаКод/артикулПодходящие моделиЦена, руб.
Vaillant atmoTEC0020039083Pro VU200/3-5, 240/3-5, 280/3-5 и Plus VUW 200/3-3, 200/3-5, 240/3-3, 240/3-5, 280/3-3, 200/3-51 900–3 200
BAXI atmoMAIN600870DIGIT 240i, 24 I BSE и 24I BSB1 200–1 800
Vaillant turboTEC0020041905Pro VUW INT 202, 242, 282/3-3 и Plus VUW INT 202, 242, 282, 322, 362/3-52 400–3 100
BAXI turboSLIM7218904001.230 Fi, 1.300 Fi и 2.300 Fi2 800–3 400

Как видно из таблицы покупка оригинальных деталей потребует довольно весомых вложений. Тем не менее, экономить и брать китайский аналог не стоит: несмотря на то, что они в 5–10 раз дешевле, у них и качество соответствующее, что в дальнейшем может негативно сказаться на безопасной эксплуатации котла.

Датчик тяги для газового котла

Датчик тяги газового котла предназначен для обеспечения безопасности. Данное устройство представляет собой автоматический прибор, защищающий от избыточного скопления вредного газа в помещении и отвечающий за безаварийную работу.

Виды датчика тяги газового котла

Существует две разновидности газовых котлов. Первая это котлы с естественной тягой, а вторая это оборудование с принудительной тягой. Каждый из видов нуждается в своём виде приборов.


Открытая камера сгорания в совокупности с правильно подобранными дымоходами гарантирует нормальную естественную тягу. Датчики для этих котлов содержат биметаллическую пластину, присоединённую к электрическому контакту. Принцип срабатывания достаточно простой.

Если тяга хорошая, то температура внутри котла находится в норме и пластина замыкает контакт, а если снижается, то температура в котле начинает расти, что приводит к расширению металлической пластины и в какой-то момент она деформируется, размыкая контакт и закрывая газовый клапан. При устранении проблемы пластина возвращается в исходное положение и продолжается поступление газа в горелку.

Закрытая камера сгорания при помощи дутьевых устройств определяет оборудование с принудительной тягой, которое содержит датчик, так называемое пневматическое реле. Прибор контролирует работу вентилятора и скорость отхода газов сгорания. Конструктивно устройство состоит из мембраны, прогибающейся при нормальной тяге под давлением дымовых газов. Как только давление газов становится ниже нормального, мембрана уменьшает прогиб и происходит размыкание контактов с закрытием клапана газа.
Датчики гарантируют нормальную работу отопительного прибора. Устройство является принципиальным элементом защиты котлов, потому что при малой тяге возможен процесс обратного втягивания дымовых газов и продукты горения покидают котёл не в сторону улицы, а идут в помещение.

Читайте так же:
Рейтинг напольных кондиционеров: ТОП-10 лучших моноблоков на сегодняшнем рынке

Как работает

Основная задача прибора это мгновенный сигнал клапану газа, перекрывающему подачу топлива к горелке. Если происходит нарушение нормального потока дымовых газов из котла наружу, то датчик срабатывает. При отсутствии такого устройства или его несрабатывании произойдёт проникновение углекислого и угарного газов в жилое помещение, что чревато нанесением серьёзного ущерба здоровью человека.


Принцип работы датчика тяги газового котла заключается в изменении положения металлической пластинки в зависимости от температуры. Прибор настраивается на необходимую температуру в соответствии с применяемым топливом. При использовании природного газа диапазон температур будет составлять от 75 до 950 °С, при сжиженном — от 75 до 1500 °С.

В случае ухудшения тяги происходит нагрев отходящих газов, что фиксируется устройством и происходит перекрытие газоподачи. В котлах с открытой камерой горения устройство фиксирует скорость и температуру потока, а в котлах с принудительной – контролирует давление воздуха из турбины.

Проверка работоспособности

Если наблюдаются проблемы в работе котла, то может потребоваться замена датчика. К примеру, если происходит регулярное выключение горелки, но проблемы в системе отвода газов горения не наблюдаются. Также нужно проверить работу устройства когда происходит его периодическое отключение через 20-30 минут.

Чтобы проверить исправность датчика котла нужно рассмотреть 3 способа:

  1. Возле устройства прикрепить обычное зеркало. Если датчик работает штатно, то поверхность зеркала не должна покрываться конденсатом.
  2. Простой способ проверки путём неполного перекрытия дымохода. Работающий датчик оперативно подаст сигнал, и оборудование отключится.
  3. Если в качестве отопительного оборудования используется двухконтурный котёл, то для проверки прибора можно перевести его в режим ГВС, без теплоснабжения. Затем открыть кран на мощную струю воды. Здесь ситуация обратная – отключение датчика будет признаком его проблемной работы.

Существует множество производителей датчиков тяги. Среди них такие лидеры рынка, как Junkers, KAPE, Sitgroup, Евросит. Некоторые производители котлов (Baxi, Данко) производят приборы для своего отопительного оборудования. Необходимо правильно подбирать датчики для того оборудования, которое используется (газовые колонки, настенные или напольные котлы).
Важно периодически проверять исправность датчика тяги котла.

Установка датчика тяги

Установка устройства выполняется индивидуально, в зависимости от применяемого оборудования, выбора удобного места расположения. Сперва важно приобрести подходящий для данного вида котлов прибор. Подробная информация о правильной установке может быть приведена в технической документации отопительного оборудования.

Монтаж прибора необходимо доверить специалисту, так как неправильно установленный датчик будет работать со сбоями и, как следствие, представлять угрозу здоровью людей при отравлении газами.Специалист также поможет правильного настроить прибор.

Что делать, если тяги нет

Бывает несколько причин срабатывания защитных устройств газового котельного оборудования: неверно установленная система удаления отработанных газов или же сбои датчика.
Итак, почему нет тяги в дымоходе? Чтобы избежать сбойной или неправильной работы устройства и обеспечить нормальную вытягивание из котла на улицу нужно выполнить правильный монтаж системы дымоудаления, руководствуясь важными критериями:

  • рассчитать высоту дымовой трубы нужно в зависимости от дистанции от конька крыши до трубы;
  • располагать дымоход желательно по центру кровли, чтобы верхняя точка трубы возвышалась над коньком более, чем на 0,5 метра;
  • установить стабилизатор тяги котла в непосредственной близости с выходным патрубком, чтобы избежать задувания пламени при сильном ветре.

Если тяга недостаточная, то это приведёт к росту температуры газов в котле и перекрытию клапана газа. При регулярном обслуживании котла обязательно проверяется система удаления газов: состояние труб, герметичность, чистка, работа турбины котла.

Как проверить тягу в дымоходе газового котла? Можно воспользоваться анемометром – прибором, измеряющим скорость движения газов, приложить лист тонкой бумаги или при помощи дыма от сигареты. Нужно также визуально обследовать дымоход на наличие механических засоров.
Если возникнет необходимость увеличить порог температуры для срабатывания датчика тяги, то специалист может отрегулировать необходимый зазор в приборе. Устройство нужно периодически чистить от сажи, образованной при сжигании топлива, или некорректному режиму поступления газа и воздуха на горелку.

Можно ли отключить

При постоянном отключении у многих может появиться мысль о полном его демонтаже, закоротив клеммы вместо датчика. Но делать это проивопоказано ни при каких условиях. Если прибор отключается, то этого говорит в первую очередь о неудовлетворительных тяговых показателях.

Нестабильное движение уходящих газов в котле приводит к разворотам тяги, что приводит к попаданию вредных газов в помещение и начинает чувствоваться запах гари. Отключение может спровоцировать и обратная тяга: появляется воздушная пробка в дымоходной трубе, и газы идут обратно.

Это отчасти происходит и из-за плохой теплоизоляции трубы. Безусловно, использование датчика предусматривает его отключение, но нужно понимать опасность этого и отсутствие защиты при аварии. Поэтому отопительное оборудование нельзя использовать без таких датчиков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию