Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении в действующей редакции
Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011г. и полномочия органов местного самоуправления
Обращаем внимание руководителей органов местного самоуправления на требования Федерального закона.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены ст. 6 данного закона, к ним относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее — план снижения сбросов);
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В ст. 12 введено понятие гарантирующей организации и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
До 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Обращаем внимание, что в целях реализации положений Федерального закона водоснабжении и водоотведении» закона Правительством РФ принят ряд подзаконных актов:
· Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в отдельные акты Правительства РФ»,
· постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83″;
· постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»;
· постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения»;
· Постановление Правительства от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения»;
· Постановление Правительства от 04.09.2013№ 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»;
· Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».
Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении в действующей редакции
В квартиры многоэтажных зданий либо частные дома, подключенные к центральной системе, влага поступает по трубопроводам из природных источников. Качество воды в реках и озерах, а также артезианских скважинах, обязано соответствовать санитарным нормативам. Это касается и инженерно-технических сооружений, водопроводных магистралей и станций очистки. Примеси в сточных водах не должны превышать показателей, установленных СанПиН, и перед сбросом в природную среду подлежат очистке. Все эти моменты прописаны в ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении». Также законодательством регулируются взаимоотношения между потребителями и организациями-поставщиками.
Что регламентирует ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Нормативный акт Государственная дума приняла еще в 2011 году. Но федеральный закон является действующим и по нынешний день. В него, для соответствия современным реалиям, вносятся поправки и изменения. Документ регламентирует все взаимоотношения в сфере подачи питьевой воды и отвода канализационных стоков.
Основные моменты, которые подлежат законодательному регулированию:
- Качество и безопасность влаги, поставляемой потребителям с помощью сетей холодного и горячего водоснабжения, включая подачу воды по открытой схеме из источников теплоснабжения. Это необходимо для создания благоприятной санитарно-эпидемической обстановки на территории страны.
- Безопасность хозфекальных и промышленных стоков, которые сливают в водные объекты.
- Правила поставки горячей воды и обеспечение ее качества.
- Коммерческий учет питьевой влаги и стоков, то есть определение объемов поставленной и полученной за определенное время воды с использованием счетчиков или расчетным методом.
Под качеством и безопасностью подразумевается комплекс характеристик воды, включающий физико-химические, биологические, органолептические показатели, в том числе температурные свойства.
Нюансы снабжения водой военных и оборонных объектов устанавливаются дополнительными постановлениями правительства РФ.
Основные положения
Нормативно-правовой акт призван подтвердить правительственную политику в отношении водообеспечения населения и сохранения экологического баланса при приеме стоков. Основные понятия, раскрываемые в законе:
- охрана здоровья россиян благодаря защите качества подаваемой влаги;
- повышение экономической и энергетической эффективности водопроводных и канализационных сетей;
- качественная очистка стоков;
- разработка новых технологических решений и внедрение современных устройств;
- доступность получения и отвода жидкостей.
Закон регламентирует формы и способы управления системами водоснабжения и водоотведения, а также отношения между поставщиками и потребителями.
Документ подтверждает гарантии государства населению. К ним относится:
- обеспечение потребителей холодной и горячей водой, возможностью отвода фекальных стоков;
- доступность водоподающих ресурсов для всех граждан;
- наладка эффективной работы центральной сети, поставляющей горячую и холодную воду, а также сточных систем;
- привлечение инвестиций в отрасль;
- прозрачность работы организаций, занимающихся поставками и отводом воды.
Учитываются и экономические факторы, а также особенности контроля качества и обследования сточных вод перед сбросом в природные источники или грунт.
Последние изменения
Редакция нормативного акта проводится ежегодно в соответствии с переменами в обществе, экономическими изменениями и развитием инновационных технологий. Поправки корректируют звучание пунктов статей и добавляют дополнительные нюансы. Часть изменений, внесенных за последние три года, будет интересна потребителям услуг:
- В часть 19 статьи 41.1 внесен дополнительный пункт. Он регламентирует расходы арендатором, возмещение которых возможно за счет государственного бюджета.
- В пункте 15 статьи 2 говорится, что к организациям, занимающимся поставкой и принятием воды от потребителей, могут относиться и индивидуальные предприниматели.
- В части 2 статьи 41.2 указывается, что долги перед хозяйствующей организацией абонент должен оплатить до истечения срока договора аренды.
Интересное изменение появилось в части 4 статьи 35 нормативного акта. Оно регламентирует правила проверки организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение. Внесение проверочных мероприятий в ежегодный план возможно, если истек срок даты предыдущих проверок.
Самые последние дополнения вступили в силу с начала 2019 года. Полностью заменена глава 5, темой которой была охрана окружающей среды в сфере водоснабжения. Вместо нее создана глава 5(1), регламентирующая регулировку сбрасывания стоков в центральные канализационные системы. Она ужесточает контроль над загрязнениями, поступающими из хозбытовых и промышленных канализаций.
Согласно новой главе, с абонентов сняли обязанность по разработке и согласованию норм допустимых сбросов. Теперь этим должны заниматься органы местного самоуправления городов и поселков, где проложены водоснабжающие и канализационные сети. При этом они учитывают все требования, которые прописаны в Водном кодексе, нормативных актах, регулирующих санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране и охрану окружающей среды.
Абоненты обязаны составлять план мероприятий по понижению объемов стоков, если они превысили нормативы дважды и более или допустили единственный сброс, но в троекратном размере. Утверждать этот план придется в местных комитетах по природопользованию и экобезопасности.
В этой же части ФЗ абонентам указывается необходимость:
- возводить и модернизировать ЛОС либо арендовать у хозяйствующих организаций;
- создавать системы оборотного снабжения водой;
- внедрять современные производственные технологии, улучшать качество услуг, проводить регулярные работы по снижению объемов загрязнителей в сточных водах.
Изменились наказания нарушителям нормативов сточных вод. Если они будут превышены дважды или более раз в течение года, или показатели загрязнений окажутся выше нормы, такие нарушения считаются грубыми. Абонента накажут на круглую сумму. Плата за превышение нормативов и штрафные санкции будут зависеть от класса отходов.
Законодательные нюансы, важные для потребителей воды
Некоторые статьи не изменились с момента принятия закона. Однако перелистать их стоит тем, кто заинтересован получать качественную воду и экономить на коммунальных услугах.
В статье 18 часть 13 говорится о том, как оплачивать подключение к централизованной сети. Сумму расходов рассчитывает хозяйствующая организация. В том случае, если абонентом было запрошено большее количество воды или требуется превышение объема стоков, плата за использованную воду рассчитывается индивидуально. Подключение в эту сумму не входит, его оплачивают отдельно. При этом расходы зависят от дистанции до участка подсоединения, допустимых нагрузочных максимумов на водоподводящую сеть.
Статья 20 рассказывает о том, что подлежит коммерческому учету. Оплачивают водные потоки, подающиеся жителям многоэтажных зданий или подключенных к централизованной сети частных домов, а также стоки и их последующее очищение. В оплату входит транспортировка жидкостей по трубам и первичная подготовка для хозбытовых нужд.
Статья 21 описывает моменты, когда хозяйствующая организация имеет право на ограничение, приостановление и полное отключение подачи воды или канализационных сбросов. Статья 22 регламентирует особенности проведения ремонтных работ на различных объектах водоснабжения и водоотведения.
Проблемы обеспечения качества питьевой воды, вывода и очистки канализационных стоков не теряют актуальности. Их эффективное решение говорит о социально-экономическом и технологическом развитии государства, надежности работы жилищно-коммунальных объектов.
Законодательное регулирование водоснабжения и водоотведения необходимо, поскольку деятельность поставщиков услуг в этой сфере несет потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан и состояния окружающей среды.
Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении в действующей редакции
- № 1 от 01.04.2013(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201212310016 от 31.12.2012 г., Извлечение)№ 2 от 01.04.2013(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201212310008 от 31.12.2012 г., Извлечение)№ 4 от 08.05.2013(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201305080035 от 08.05.2013 г., Извлечение. Некоторые положения изменений вступили в силу с 1 января 2014 г.)№ 6 от 31.12.2013(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201312300026 от 30.12.2013 г., Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ. Графическая копия первоначальной редакции (без изменений))№ 7 от 30.12.2013(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201312300008 от 30.12.2013 г., Извлечение)№ 11 от 15.11.2014(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201410150002 от 15.10.2014 г., Извлечение. Графическая копия первоначальной редакции (без изменений))№ 3 от 31.12.2012(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201212310042 от 31.12.2012 г., Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 29.07.2017 г. № 225-ФЗ. Графическая копия размещена в первоначальной редакции (без изменений))№ 5 от 04.08.2013(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201307240006 от 24.07.2013 г., Извлечение)№ 8 от 01.07.2014(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201406240009 от 24.06.2014 г., Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 29.07.2017 г. № 225-ФЗ. Графическая копия первоначальной редакции (без изменений))№ 9 от 30.06.2014(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201406300020 от 30.06.2014 г., Извлечение)№ 10 от 22.07.2014(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201407220037 от 22.07.2014 г., Извлечение)№ 12 от 29.12.2014(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201412290022 от 29.12.2014 г., Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ. Графическая копия первоначальной редакции (без изменений))№ 13 от 09.01.2015(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201412290016 от 29.12.2014 г., Извлечение)№ 15 от 05.12.2015(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201511040015 от 04.11.2015 г., Извлечение. Отдельные положения изменений вступили в силу с 01.01.2016 г.)№ 16 от 09.12.2015(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201511280035 от 28.11.2015 г., Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 29.07.2017 г. № 225-ФЗ. Графическая копия первоначальной редакции (без изменений))№ 17 от 01.01.2016(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201512290037 от 29.12.2015 г., Извлечение с изменениями согласно Федеральному закону от 29.07.2017 г. № 225-ФЗ. Графическая копия первоначальной редакции (без изменений))№ 18 от 01.01.2017(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201607040143 от 04.07.2016 г., Извлечение)№ 19 от 21.03.2017(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201612200047 от 20.12.2016 г., Извлечение)№ 20 от 01.01.2019(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201707300045 от 30.07.2017 г., Извлечение)№ 22 от 14.07.2018(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201807030054 от 03.07.2018 г.)№ 24 от 05.01.2019(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201812250090 от 25.12.2018 г., Извлечение)№ 25 от 01.04.2020(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001202004010060 от 01.04.2020 г., Отдельные положения изменений вступают в силу с 01.01.2021г.)
ФЗ №416 о водоснабжении: требования и тарифы
ФЗ №416 регламентирует процесс снабжения населения водой. Определение тарифов и правила поставки ресурса, обязанности и ответственность организаций в данной сфере урегулирована законодательно.
Описание закона
Федеральный закон №416 от 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» отражает понятия, применяемые в рассматриваемой сфере. Данный акт определяет водоснабжение как производство работ, направленных на подготовку и транспортировку, подачу ресурса. Указанные правила касаются как питьевой, так и технической воды. Положения закона применимы на территории всей страны.
Действующая редакция устанавливает, что пользоваться ресурсами могут не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, лица без гражданской принадлежности. Перечисленные категории в автоматическом порядке получают статус абонента, если потребляют воду.
Абонентами выступают лица, которые оформили соглашение о поставке ресурса. Ст.2 рассматриваемого акта отражает понятие водоотведения. Его следует понимать как процесс обработки жидкости, которая обеспечивает оптимальное качество воды питьевого и технического типа. Данная процедура имеет определенные сложности, связанные с тем, что снабжение и отведение воды реализуется на водопроводных сетях.
Последние изменения в этот акт внесены 25.12.2018 года.
Цели и принципы закона
Закон № 416 от 07.12.2011 года отражает перечень целей, которые достигаются при использовании данного акта.
К ним относятся:
- работа, связанная с повышением энергетической эффективности, присущей для водопроводной сети;
- организация охраны здоровья и жизни граждан посредством снабжения водой с высоким качеством (данная цель касается, как горячего, так и холодного водоснабжения);
- поддержка принципа доступности получения ресурсов;
- проведение своевременного осмотра и производство ремонта центрального водоснабжения.
Кроме того, можно выделить несколько принципов, на которых основывается система водоснабжения и водоотведения. К ним относится установление приоритетности по обеспечению граждан водными ресурсами, обеспечение единства в техническом плане, достижение и соблюдение баланса экономических интересов. Помимо этого, к принципам относится открытость деятельности компаний, осуществляющих мероприятия в сфере водоснабжения.
Какая роль отведена исполнительной власти в плане водоснабжения
Органы исполнительной власти несут обязанность по обеспечению на территории всей страны достойного уровня проживания граждан. Глава 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении» отражает основные полномочия исполнительных органов в данной сфере.
К числу функций Правительства страны отнесены:
- утверждение правил, в соответствии с которыми организуется деятельность предприятий и сетей в сфере водоснабжения;
- установление правил для коммерческого учета ресурсов, поставляемых населению;
- реализация качественной деятельности по контролю и даче оценки в области использования водных ресурсов;
- установление правил регулирования тарифов, применяемых при начислении оплаты;
- расчет норм для определения доходности капитала;
- утверждение стандартов, которым должно соответствовать водоотведение и водоснабжение.
В рассматриваемой сфере более широкими полномочиями наделено Правительство. Для органов исполнительной власти регионов определены более простые обязательства, которые связаны с особенностью конкретного субъекта.
Требования к реализации водоснабжения
Закон №416 от 2011 года в статье 7 отражает общие правила, применяемые относительно функционирования всей системы. Основным среди них выступает реализация обязанностей профессионального типа органами, функционирующими в водопроводной системе, что происходит только в соответствии с положениями законодательства.
Установлена необходимость заключения соглашений с гражданами и организациями, которые пользуются системой снабжения воды. Если на практике производится поставка воды без регистрации специальных актов, то это выступает нарушением закона, потому что за использование ресурса граждане должны платить.
В таблице отражены пределы ответственности:
Санкция
Штраф (в рублях)
На организации, поставляющие рассматриваемый ресурс, возлагается обязанность по ведению перечня абонентов. Данное действие направлено на то, чтобы своевременно взимать плату и проводить мероприятия контрольной направленности.
Требования к абонентам
В 2021 году граждане, которые используют систему водоснабжения, несут определенный перечень обязательств.
Обязанности заключаются в следующем:
- своевременное внесение оплаты за использование рассматриваемого ресурса;
- оплата установки оборудования для потребления воды;
- обеспечение доступа сотрудников ресурсоснабжающих организаций в помещение для проведения проверочных мероприятий системы.
Если обязанности не исполняются в надлежащем виде, к гражданину может применяться ответственность. К примеру, когда не вносится оплата в установленные сроки, используется штрафная санкция. Расчет пени меняется в зависимости от того, в течение какого периода существовал долг.
Обеспечение качества воды
Положения главы 4 Федерального закона №416 от 2011 года указывают на параметры, используемые для обеспечения качества снабжения и потребления ресурса. Они заключаются в том, что управляющие организации несут обязанность по поставке продуктов, которые строго соответствуют установленным стандартам.
В качестве источников воды могут использоваться только те скважины, которые являются согласованными. В ресурсе не должно прослеживаться примесей свыше нормативов. Обязанность по обеспечению контролирующей функции за производством и снабжением ресурса, возложена на органы государственной и муниципальной власти.
Повышенные требования установлены для горячего водоснабжения. Они заключаются в том, что должна поддерживаться определенная температура. Если данный показатель выходит за установленные рамки, к организации, поставляющей ресурс применяется ответственность.
Тарифы по закону
Федеральный закон №480 от 2018 года «О внесении изменений…» внес коррективы в рассматриваемый акт. В частности, нововведения коснулись тарифов, при использовании которых определяется величина оплаты за использование водоснабжения и водоотведения.
Средства взимаются за:
- подключение системы водоснабжения к централизованным станциям;
- поставку воды;
- подвоз ресурса
- транспортировку;
- распределение;
- отведение.
Калькулятор расчета в Федеральном законе №416 от 2011 года не представлен. Тарифы подлежат регулированию со стороны законодательных органов. Применяются отдельные значения для оплаты холодного и горячего водоснабжения, технической воды.
В данной сфере действует специально уполномоченный орган исполнительной власти, который контролирует применяемые тарифы. Сотрудники ведомства занимаются проверкой соответствия установленных цен на использование воды и решают вопросы о сокращении или повышении действующих тарифов.
Таким образом, процесс снабжения населения водными ресурсами урегулирован на уровне законодательства. Основным законом в данном направлении является Федеральный закон №416 от 2011 года.