Как проверить гидроаккумулятор на работоспособность и устранить поломки
Проверка и обслуживание гидроаккумулятора
Одной из частей системы индивидуального водоснабжения, является гидроаккумулятор (бак для водоснабжения, мембранный бак, гидробак, расширительный бак). Это, кстати единственный, элемент системы, который требует периодического контроля и обслуживания.
Правильная работа бака залог долгой жизни насоса.
Что же нужно проверять в гидроаккумуляторе?
Надо проверять наличие правильного давления воздуха.
Схема устройства бака.
Бывают еще баки с фиксированной мембраной, но схема обслуживания у них такая же.
Распишем подробно, поэтапно механизм проверки.
1-й этап Установка диапазона давления работы насоса.
- Откройте холодную воду.
- Засеките по стрелке манометра системы водоснабжения, при каком давление насос отключается, а при каком ВКЛЮЧАЕТСЯ. Главное запомните точку ВКЛЮЧЕНИЯ. (Часто на манометрах бывает не одна шкала. Вам нужна шкала Атм. (Bar, МПа))
2-й этап Проверка целостности мембраны.
Пластиковая крышка под которой находится золотник.
- Найдите на гидроаккумуляторе золотник, как на автоколесе (часто, он под откручивающейся черной, пластиковой крышкой).
- Снимите крышку или открутите колпачок (если есть) золотника.
- Нажмите, чем-либо на внутренний ниппель золотника – должен зашипеть воздух.
- Если идет воздух с водой или вода – порвана резиновая мембрана (см. ниже).
- Если воздух не шипит, и вода не идет – воздуха нет совсем, а мембрана возможно целая. Осмотрите не ли дырок от коррозии во фланце.
- Если идет просто воздух — давление воздуха есть, осталось его проверить.
3-й этап Сброс давления воды.
- Отключите от электропитания насос.
- Откройте холодную воду и оставьте открытой
- Дождитесь, когда давление воды упадет до нуля (вода перестала течь)
- Воду не закрывать
Бывает давление воды уже ноль, а бак пошатаешь – в нем осталась вода. Значит, скорее всего, в мембране есть трещинка и жидкость попала в замембранное пространство, хотя из золотника не брызжет. Когда вода растягивает резину трещина раздвигается, т.е. мембрана худая.
4-й этап Проверка давления воздуха и подкачка.
- Подсоедините компрессор или насос с манометром и замерьте давление воздуха (по манометру на компрессоре).
- Давление воздуха должно на 0,2÷0,3атм ниже точки ВКЛЮЧЕНИЯ насоса
Насос работает в диапазоне от 2,1 до 3,2 атм.
Значит давление воздуха в гидроаккумуляторе должно быть 1,8÷1,9 атм.
Насос работает в диапазоне от 1,6 до 2,8 атм.
Значит давление воздуха в гидроаккумуляторе должно быть 1,3÷1,4 атм.
- Если давление не соответствует нужному подкачайте (или сбросьте), кран холодной воды должен оставаться открытым.
Бывает воздуха нет, а мембрана целая, ее водой «размазало» и приклеило к стенкам бака. И тогда бывает не просто восстановить работоспособность устройства, приходится много раз накачивать и сбрасывать давление воздуха, пока мембрана не отлипнет.
Когда бак больше 24л — ножным или особенно ручным насосом пользоваться не удобно, объём для этого слишком большой.
- Проверьте не травит ли золотник или вокруг золотника, или фланца (можно мыльной пеной).
- Всё, мембранный бак к работе готов.
- Закрывайте кран холодной воды и включайте насос.
Проверяйте гидроаккумулятор хотя бы раз в полгода, и Вы продлите его срок службы!
Когда порвана мембрана
Если фланца нет или он несъёмный –замена бака.
Если у бака есть съёмный фланец, то поврежденную мембрану можно заменить.
Для этого рекомендуем:
Выяснить название и модель бака, обычно есть наклейка на боку.
Взять с собой в магазин старую мембрану. Тогда продавцы смогут подобрать такого же типоразмера.
Внимание! Гидробаки внутри обычно не крашенные, поэтому попадание воды за мембрану вызывает коррозию. Внутренняя поверхность от ржавчины становиться шершавой и работает как наждак. От этого мембрану приходится менять намного чаще.
Как проверить гидроаккумулятор на работоспособность и устранить поломки
Автономный водопровод, в основе которого лежит насос, перекачивающий жидкость из колодца или скважины, в некоторых загородных поселках является единственным способом обеспечить водой частный дом. Работает по мере необходимости использования воды: открытие крана, включение насосного устройства, поступление жидкости. Чтобы уменьшить количество включений и отключений насосной установки, которые уменьшают ее эксплуатационный ресурс, в водопроводную сеть монтируют гидроаккумулятор.
Что такое гидроаккумулятор
Конструкция представляет собой стальной бак, расположенный на постаменте. Внутри резервуара находится резиновая мембрана грушевидной формы. В нее попадает вода, закачиваемая насосом. Пространство между мембраной и стенками бака заполнено воздухом под давлением 1,5 атм.
Резиновая груша, заполняемая водой, расширяется, сдавливая воздух, у которого повышается давление. Получается так, что вода всегда находится под давлением со стороны закачанного воздуха и за счет этого поступает в водопроводную сеть. Как только параметры воздуха сравняются с параметрами воды, насос тут же включится и начнет заполнять грушу.
Все присутствующие на рынке гидроаккумуляторы отличаются друг от друга размерами. Выбирая резервуар, необходимо учитывать требования к объему воды. Чем он больше, тем лучше: реже будет включаться насос.
Правила технического обслуживания
Оптимальное в гидроаккумуляторе обеспечивает постоянный напор воды и предотвращает износ деталей системы
Как и все сантехнические приборы, гидроаккумулятор имеет определенный эксплуатационный ресурс. Чтобы его увеличить, необходимо периодически проводить обслуживание. Если включение и отключение насосной установки участилось, это говорит о том, что внутри бака понизилось давление произошла утечка воздуха.
Как отрегулировать давление воздуха
Справиться с причиной частого включения гидроаккумулятора можно своими руками. Для этого понадобиться манометр, которым измеряют давление в автомобильных колесах. Последовательность проводимых операций:
- отключается от питающей электрической сети насос,
- открывается любой кран или смеситель в водопроводной сети, чтобы сбросить давление воды,
- снимается защитная крышка ниппеля, которая расположена с противоположной стороны от вводного патрубка,
- подключается к ниппелю манометр,
- снимается показание давления воздуха, оно должно соответствовать параметру, указанному в паспорте изделия или на металлической табличке, расположенной на корпусе гидроаккумулятора.
Если давление намного ниже паспортного или его вообще нет, с помощью обычного автомобильного насоса или компрессором воздух закачивается в бак.
Перед закачкой необходимо открыть один из потребителей. Лучше тот, который ближе всего расположен к гидроаккумулятору. Закачать воздух в бак, который практически полностью заполнен грушей с водой, невозможно.
Очень важно правильно отрегулировать давление воздуха. Если данный параметр будет выше паспортного, может возникнуть ситуация, когда воздух сдавит мембрану по максимуму, отчего она съежится. Невозможно будет в нее закачать воду. Поэтому после закачки надо проверить давление манометром. Если показатель оказался выше требуемого, необходимо стравить воздух.
В заводских условиях обычно производят заправку гидроаккумулятора азотом. Это не говорит о том, газ нельзя заменить воздухом. Просто надо предварительно его выпустить.
Проверять гидроаккумулятор на работоспособность надо один раз в полгода. Если давление в нем падает, значит, неисправность в стыке между корпусом и ниппелем. Решить эту проблему также несложно. Надо подтянуть ниппель или болты на фланце. Проверку на утечку обычно проводят с помощью мыльного раствора.
Сроки обслуживания гидроаккумулятора
Устройство гидроаккумулятора
Существуют рекомендации от производителей, которые необходимо использовать в процессе эксплуатации гидроаккумуляторов. Если строго их придерживаться, можно увеличить эксплуатационный ресурс прибора почти в два раза.
- Один раз в месяц производить проверку на предмет соответствия заданным значением включения и отключения насосной установки.
- Один раз в полгода обследовать гидроаккумулятор на предмет внешнего состояния: наличия или отсутствия вмятин, коррозии, подтеков и прочего.
- Один раз в полгода проверять манометром давление воздуха.
- Если загородный дом в холодное время не будет эксплуатироваться, необходимо позаботиться о сливе воды из гидроаккумулятора на зиму.
На рынке гидробак представлен в двух исполнениях: горизонтальном и вертикальном. В независимости от этого обслуживание производится одинаково.
Ремонт гидроаккумулятора
При покупке мембраны нужно правильно подобрать материал
Причина, которая может привести к ремонтным работам, разрыв резиновой мембраны. Определить, что груша порвалась, достаточно просто. Надо снять защитную крышу с ниппеля и надавить на него, к примеру, спичкой. Если полилась вода, значит, мембрана порвана и жидкость заполнила собой весь бак.
Ремонт заключается в замене порванной груши:
- отключается от питания насос,
- сбрасывается давление воды в водопроводной системе путем открытия одного из потребителей,
- отсоединяется гибкий шланг, которым гидроаккумулятор подключен к водопроводу,
- гаечным ключом откручиваются шесть болтов, которые крепят фланец к корпусу бака,
- вытаскивается мембрана,
- бак промывается и высушивается,
- внутрь вставляется новая мембрана,
- устанавливается фланец, который затягивается болтами,
- закачивается через ниппель воздух,
- гидроаккумулятор подключают к водопроводной системе гибкой вставкой.
Использовать для герметизации стыка фланца и корпуса прибора герметик не надо. Резиновая груша, а точнее ее фланцевый выступ, сам является герметизирующим элементом.
Иногда встречаются ситуации, когда стальной фланец мембраны проржавел и не может выполнять свои функции. Его надо просто заменить новым. Способ замены точно такой же. Только не надо вытаскивать грушу из гидроаккумулятора и промывать его.
К обслуживанию и ремонту гидроаккумулятора для системы водоснабжения частного дома необходимо подходить ответственно. Все манипуляции не требуют много времени. Но именно от них зависит и работоспособность бака с насосом, и их долгосрочная беспроблемная эксплуатация. Если самостоятельно провести ремонт не получается, к примеру, не откручиваются болты фланца, рекомендуется отнести гидроаккумулятор в сервисный центр. Сорванная резьба или сломанный болт – это нарушение герметизации прибора.