Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как улучшить качество воздуха в детских садах и школах?

Эффективные способы улучшения условий микроклимата в ДОУ

Эффективными способами для улучшения условий микроклимата в ДОУ является организация проветриваний, а так же борьба с пылью и отопление.

Если температура воздуха не ниже 0°С и нет сильного ветра, помещение проветривают в присутствии детей. Свежий воздух поступает через форточку, фрамуги и створки окон. Для хорошего проветривания за 10—20 мин общая площадь отверстий форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади комнаты. Так, в групповой комнате площадью 62,5 м2 общая площадь открытых форточек должна составлять 1,25 м2. Форточки (или фрамуги) устраивают в каждом втором окне; при трех окнах надо иметь две форточки.

Фрамуги всегда делают в верхней части окна. При открытых фрамугах создается большая разница наружной и внутренней температуры, что увеличивает скорость движения воздуха и объем проветривания по сравнению с проветриванием через форточки, расположенные, как правило, в средней или нижней части окна. Воздух, проникающий через фрамугу, опускаясь вниз в силу большего удельного веса, проходит через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает несколько нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой держать фрамуги открытыми в присутствии детей.

Створка внутренней рамы правильно устроенной фрамуги Должна откидываться внутрь — вниз так, чтобы открытое отверстие было направлено вверх; одновременно створка в наружной раме открывается наружу — вверх, отверстие направлено вниз. Следовательно, наружная створка фрамуги становится козырьком над наружным отверстием, защищая межокопное пространство от попадания дождя и снега.

При низкой наружной температуре постоянный приток воздуха обеспечивается вентиляцией соседних помещений. В отсутствие детей (перед приходом или после длительного их пребывания) производят сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг или окон. При очень низкой температуре наружного воздуха (ниже —20° С) проветривание производят не более 2—3 мин во избежание переохлаждения помещения, а в более теплое время — в течение 10—15 мин. Во время проветривания производят влажную уборку помещения, которую следует заканчивать за 30 мин до прихода детей. К их приходу температура воздуха должна быть такой, какая установлена для помещений детских учреждений. Поэтому в каждой групповой комнате и спальне необходимо иметь настенный термометр, подвешенный на высоте 1,2—1,5 м от пола.

Пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробы, попадающие в воздух при дыхании, разговоре, чихании, кашле и пр. Растения хорошо задерживают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение проникало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают асфальтом или мостят булыжником, кирпичом.

Уборку мусора с участка производят ежедневно за 1—2 ч до прихода детей или после их ухода при закрытых окнах. В летнее время не менее двух раз в день, перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном, производят поливку участка.

У входа в детское учреждение снаружи ставят съемные скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре кладут маты, а в вестибюле половики для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. В вестибюле хранят платяные и сапожные щетки, метелки или веники для чистки одежды и обуви.

Читайте так же:
Можно ли установить в хрущевке газовую колонку Ariston с коаксиалом?

Уборку производят только влажным способом (сырые опилки, влажный веник или тряпка). Сухой мусор собирают в ведра, плотно закрывающиеся крышками, и выносят в мусороприемники на участок. При централизованной системе вывоза мусора дворовые мусороприемники регулярно освобождают (летом ежедневно), моют, обезвреживают 2%-ным раствором хлорной извести. При отсутствии такой системы мусор ссыпают в мусорные ямы, дно и стенки которых выложены из непроницаемого материала (бетон, кирпич). Яма должна плотно закрываться крышкой.

Для детских учреждений установлены следующие нормы температуры воздуха: в палате новорожденных — 23—26°С, в комнате для детей до двух лет — 21—22° С, в комнате для детей 2—3 лет—19—20° С, в групповых комнатах детского сада — 18— 20° С. При этом относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 30—60%, скорость движения воздуха — не более 0,2 м/сек.

Для поддержания заданной температуры лучше всего пользоваться центральным отоплением, причем предпочтение следует отдать водяному отоплению низкого давления с температурой нагрева воды в котле не выше 90—95° С. При этом температура воды в радиаторах не превышает 70° С. Такое отопление безопасно в пожарном отношении и почти не изменяет химических и физических свойств воздуха, в частности его влажности. Все радиаторы должны быть закрыты деревянными решетками-экранами — во избежание ушибов и ожогов детей. В последнее время в детских учреждениях стали широко применять лучистое (панельное) отопление, при котором отопительные приборы скрыты в полу, потолке, стенах или плинтусах, что значительно улучшает санитарное состояние помещений.

Как низкое качество воздуха может ухудшать успеваемость в школе

Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились. Однако воздушная атмосфера школ может препятствовать учебному процессу и снижать успеваемость. В зоне повышенного риска находятся дети, склонные к астме, аллергическим и респираторным заболеваниям. Дети и подростки, чувствительные к загрязнению микроклимата, могут болезненно реагировать на различные компоненты присутствующие в помещении, что порой приводит к пропускам школьных занятий ввиду плохого самочувствия.

Вышесказанное относится не только к ученикам, но и к педагогам. Конечно, организм детей более чувствителен к влиянию вредных компонентов воздуха, но и здоровье учителей может ухудшиться под влиянием неблагоприятного микроклимата. Сниженная производительность педагогов и их уход на больничный также негативно сказываются на учебном процессе. Проведенные исследования показывают, что плохое качество атмосферы школьных помещений может напрямую снижать способности ученика к концентрации, запоминанию, рассуждениям, вычислениям и другим видам умственной активности.

Низкое качество воздуха в школе

Состояние воздуха в учебных заведениях

Несмотря на технологический прогресс, многие школы развитых стран испытывают серьезные сложности с качеством воздушной среды:

  1. плохая вентиляция;
  2. отсутствие контроля над влажностью;
  3. вредные химические соединения;
  4. опасные биологические объекты (вирусы, бактерии, пыльца, споры грибов, выделения домашних животных);
  5. механическая взвесь в окружающей атмосфере.

Так как школа является местом скопления людей, то в эпидемиологически неблагоприятные периоды года они могут становиться источником инфицирования гриппом и ОРВИ.

Причины низкого качества воздуха

Качество воздушной среды внутри любого помещения состоит из нескольких составляющих:

  • загрязняющих веществ химической, биологической и механической природы;
  • уровеня кислорода;
  • концентрации углекислого газа;
  • температуры и влажности, определяющих комфортность среды внутри помещений.

Многие эти факторы взаимосвязаны. Например, повышенная влажность может способствовать усилению размножения микроскопических грибов и попаданию в атмосферу школьных помещений их спор, что нежелательно. Суточные перепады температуры могут приводить к образованию конденсата на поверхностях, что также может стимулировать рост плесени. Концентрация кислорода обычно обратно пропорциональна содержанию углекислоты. В ходе проветривания при поступлении свежего наружного воздуха происходит увеличение концентрации кислорода и снижение содержания углекислоты, что благотворно сказывается на атмосфере учебных комнатах.

Читайте так же:
Можно ли использовать гофру при монтаже газовой колонки?

Причины, ведущие снижение качества микроклимата в учебных помещениях, включают:

  1. плохой контроль над температурой и влажностью;
  2. неправильное применение моющих материалов при уборке помещений;
  3. складирование вредных химических соединений, например, расходных материалов для занятий по химии и рисованию
  4. отсутствие адекватной вентиляции;
  5. неправильное использование средств борьбы с насекомыми и грызунами.
  6. загрязненность атмосферного воздуха в районе школы, обусловленная воздействием автомобильного транспорта и промышленных предприятий.

Во избежание вышеперечисленных проблем конструкция школы должна обеспечивать адекватной приток свежего очищенного наружного воздуха, а также поддержание благоприятного режима температуры и влажности внутри помещений.

Последствия неблагоприятного воздушного окружения в учебных комнатах

Статистические наблюдения за состоянием микроклимата школ развитых стран показывают, что существенная часть учебных заведений характеризуется неблагоприятной воздушной средой. Наиболее частой проблемой является недостаточная вентиляция помещений. Научные исследования показали наличие достоверной связи между параметрами воздуха внутри учебных заведений и самочувствием учащихся, их успеваемостью, количеством пропусков занятий по причине недомогания.

Статистика показывает, что большинство пропусков школы обусловлено респираторными и аллергическими проблемами учеников, вызванными неблагоприятным воздушным окружением.

Как улучшить воздух в школах

Улучшение воздуха в учебных заведениях основано на устранении причин, приводящих к снижению качества атмосферной среды, а также на ликвидации последствий этих причин. Необходимо удаление из микроклимата загрязняющих компонентов, а также устранение причин, приводящих к проникновению опасных соединений:

  1. Контроль над источником. Удаление источников загрязнения из школьного пространства. При наличии значительного атмосферного загрязнения снаружи желательна герметизация здания и организация специальной вентиляции, обеспечивающей фильтрацию поступающего наружного воздуха. Необходима организация строгого контроля за различными потенциально опасными материалами, хранящимися в помещениях школы (клеи, краски, хозяйственные материалы, химические реагенты для занятий и т. д.). Важно провести разъяснительную работу с учениками и учителями, указать на недопустимость приноса в школу потенциально опасных веществ, которые могут загрязнить в воздушную среду. При организации зооуголков необходимо соблюдать все меры предосторожности, обеспечить адекватную уборку и вентиляцию таких участков. Следует правильно подходить к уборке, использовать средства, имеющие минимальные последствия для воздушной среды.
  2. Вентиляция. По возможности следует обеспечить установку адекватных вентиляционных систем, обеспечивающих постоянный приток свежего очищенного воздуха комфортной температуры. Помимо поддержания нужного уровня температуры важно обеспечение адекватной влажности, если этот показатель превышает 65%, то может развиться плесень.
  3. Очистка внутреннего воздуха. По возможности следует обеспечить установку очистителей воздуха. Многократно прогоняя через себя воздух внутри помещений, они очищают его от вредных примесей.

Хорошим способом улучшения атмосферы в учебных комнатах может быть использование приточной вентиляции на основе бризера Tion О2. Этот прибор обеспечит приток в учебные комнаты свежего и очищенного от вредных примесей воздуха, нагретого до нужной температуры. Это обогатит атмосферу классной комнаты кислородом, весьма важного для умственной деятельности учеников, а также снизит содержание углекислоты. Использование бризера позволяет держать окна закрытыми, что даст возможность избавиться от внешних шумов, мешающих образовательному процессу.

Очиститель-обеззараживатель Tion Clever может работать в паре с бризером, он служит для удаления всех видов вредных компонентов из воздушной среды. Уникальная технология инактивации (обеззараживания) вирусов и бактерий позволяет улучшить эпидемиологическую обстановку в учебном заведении в неблагоприятные периоды года.

Воздух которым мы дышим — контроль качества воздуха в учебных классах

контроль уровня CO2 в помещении

Важную роль в обучении играет не только современная школа, умелый учитель, удобная парта, дружественный класс, но и качество воздуха, а точнее соотношение в нем кислорода и углекислого газа. Вспомните случаи, когда оказавшись в людном месте, без доступа к свежему потокe воздуха, можно легко потерять сознание.

Читайте так же:
Какое давление воздуха должно быть в пустом расширительном баке ГВС?

Если ребенок находится в классе, где есть большое количество учеников и не проводится постоянная вентиляция класса, то у него падает концентрация внимания, а затем присоединяется головная боль или наоборот, дети становятся возбужденными и неуравновешенными. Конечно, придя домой такой школьник будет жаловаться на то, что устал. И родители сделают достаточно логичный вывод, что программа очень тяжелая, ребенок не успевает, устает, и это может нивелировать все преимущества школьного образования.

Понимание, что в помещении не хватает кислорода не совсем правильно. На самом деле кислорода достаточно, а вот чем больше концентрация углекислого газа (СО2), тем хуже. С притоком свежего воздуха можно уменьшить его концентрацию. По показателю содержания углекислого газа в помещении говорят о чистоте воздуха.

Микроклимат в помещении определяется санитарно-гигиеническими нормами и зависит от времени года, то есть и от средней температуры. Уровень СО2 в помещении должен быть приближенным к такому, как на свежем воздухе, а это 400-500 ppm. Согласно последним санитарно-строительным нормам — не превышать 600 ppm. Порог в 1000 ppm считается критическим и требует немедленного проветривания помещения. Вот и получается, что для того, чтобы иметь «свежую» голову, быть сконцентрированным и учиться с высокой производительностью — уровень углекислого газа в классах должен составлять максимум 0,06%.

Как количество углекислого газа в воздухе влияет на человека

Уровень CO2, ppmФизиологические проявления
380-400ppmАтмосферный воздух — идеальный для здоровья и хорошего самочувствия
400-600ppmНормальный уровень для помещения. Рекомендовано не превышать для детских садов, школьных помещений и других учебных заведений
600-1000ppmПоявляются жалобы на качество воздуха. У людей с астматическими проблемами учащаются приступы
выше 1000 ppmОбщий дискомфорт, слабость, головная боль, падает концентрация внимания, растет количество ошибок в работе. Могут быть определены негативные изменения в крови и отмечены общие проблемы дыхательной и кровеносной системы
выше 2000 ppmЗначительное количество ошибок в работе, излишняя раздражительность и агрессия, большинство не может сосредоточиться на работе, повышенная лишняя гиперактивность

Средства нормализации качества воздуха в классе

  1. Вентиляция. Обычно это аэрация — сочетание вентиляционных шахт, которая позволяет двигаться воздуху в помещении. Учитывая, что учебный год охватывает преимущественно холодное время года — вентиляционные ходы часто закрывают для сохранения тепла в нарушение всех норм.
  2. Рекуперация. Система вентилирования воздуха без потерь тепла — это современное решение но не у всех на него найдется бюджет, чтобы обеспечить каждый учебный кабинет. Дешевые решения часто имеют близкие выход и вход через которые могут мало помогать с вопросом отвода углекислого газа.
  3. Кроме естественной вентиляции может использоваться механическая, а также неорганизованная вентиляция (открытые окна для проветривания, щели в окнах, под дверью). В отличие от естественной и механической вентиляции, неорганизованная малоэффективна. Проветривания класса за 5-10 минут перерыва не дает результата в снижении уровня CO2.

Все вышесказанное является сухими цифрами, выдержками из санитарно-эпидемиологических документов, то есть это все прописано на законодательном уровне. А что же имеем в реале?

А реальность наша невеселая — переполненные классы, закрытые наглухо старые окна или «немного открывается одна фрамуга». Даже если устанавливаются новые, теплоэффективные окна, которые имеют режим «проветривания», то либо снимаются ручки вообще, или открываются «на чуть — чуть» во время перерыва.

Такая картина, к сожалению есть в школах всех форм собственности. Важно отметить, что установка кондиционеров картину не улучшает, так как кондиционер, даже в лучшей комплектации с фильтром, только фильтрует воздух не отводя углекислый газ. Его надворная часть не захватывает свежего воздуха — она как у холодильника работает на теплообмен для охлаждения или обогрева, и не более того.

Читайте так же:
Какой стабилизатор напряжения выбрать для частного дома: советы профессионалов и обзор лучших брендов

Контроль качества воздуха в учебных кабинетах

Реальное состояние качества воздуха в школе на низком уровне, но стоит начать бороться за то, чтобы в школах измеряли уровень углекислого газа. Это позволит уменьшить количество «гиперактивных» детей, улучшить самочувствие и способность к восприятию новой информации.

В средней школе в 8 классе на уроках химии есть лабораторная работа, где измеряется уровень углекислого газа. Благодаря современным цифровым датчикам такая работа проводится с легкостью, и вы покупаете датчик не на несколько лабораторных работ за год, а для постоянного контроля состояния воздуха в классах.

Современные датчики, которые предлагаются для школ, изготавливаются с широкими диапазонами работы, чтобы не только выполнить базовые лабораторные работы, а чтобы дети почувствовали себя настоящими учеными и могли исследовать все процессы окружающей среды.

цифровые датчики кислорода и CO2

стол учителя химии

ученические столы в кабинете химии

Мониторинг показателей с LabQuest2 и датчиком CO2-BTA

Попробуйте датчик газа СО2 — CO2-BTA (сенсор углекислого газа) с подключением к АЦП (лабораторный интерфейс) Vernier LabQuest 2 для опытов. Он позволяет измерять уровень СО2 как малых объектов (растения, которые прорастают, террариумы, химические реакции), так и для крупных объектов (дыхание человека). С ним можно определять уровень СО2 в комнате.

Такой датчик рекомендуется для образовательных учреждений для проведения биологических и химических исследований. Также он будет полезен для профильных учебных программ и индивидуальных проектов в обучении, для факультативов и отслеживания уровня углекислого газа в классе.

Основные свойства датчика:

  • Скорость определения: за 120 секунд 95% конечного значения
  • Типовая точность (при стандартному давлении, 1 атм): 0 – 1000 ч/Млн : ± 100 ppm
    • Низкий диапазон от 1000 до 10 000 ppm : ± 10% показателя
    • Высокий диапазон от 1000 до 100 000 ppm : ± 20% показателя
    • 0 – 10000: 3 ppm
    • 0 – 100 000: 30 ppm

    Лабораторный интерфейс LabQuest2 это мощное портативное устройство для сбора и анализа полученных данных. Он имеет большой сенсорный экран, где можно не только собирать и анализировать, а и обмениваться данными экспериментов без подключения к компьютеру учителя. Имеет USB-порт и может быть использован с программным обеспечением Logger Pro или с графически-аналитическим приложением на базе iOS, Android или Chrome для передачи данных и построения графиков для демонстрации на класс.

    Основные свойства АЦП:

    • Сенсорный экран с высоким разрешением
    • Быстрый сбор данных — 100000 выборок в секунду для любых экспериментов
    • Бесплатное обновление программного обеспечения
    • Совместная работа с устройствами на базе iPad, Android, Chromebook, Windows, Macintosh
    • Беспроводная связь Wi-Fi и Bluetooth
    • Встроенные датчики (например GPS и акселерометры)
    • Устойчив к брызгам
    • Имеет прочный корпус, рассчитанный на падение с высоты лабораторного стола
    • Поддержка работы до 5 внешних датчиков одновременно

    Просто подключите датчик для измерения СО2 к лабораторному интерфейсу LabQuest2, создайте группу школьников во главе с учителем и исследуйте процессы в вашей жизни. Можно время от времени проверять чистоту воздуха в школе — не ограничивайтесь учебной программой, побуждайте учащихся к проведению их собственных опытов.

    В конце хочется сказать, что проблема гигиены воздуха в детских учреждениях, это прежде всего задача административного характера. Нужно по возможности устанавливать качественные системы приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией воздуха, для того, чтобы уровень углекислого газа в помещении отвечал санитарно-гигиеническим нормам.

    Как улучшить качество воздуха в детских садах и школах?

    Здравствуйте! Хочу улучшить климат в стандартных детских садах и школах. Классы переполнены, т.е. количество людей выше нормы.

    Лучше установить приточный клапан для окон на все окна или установить кассетный вентиляционный прибор потолочный или настенный? Что лучше? Какие преимущества и недостатки у этих решений?

    Добрый день, Энхтувшин. Изначально надо понять насколько переполнены.

    Расчёты производятся согласно указаний СанПиН и СНиП 31-06-2009. Высчитывается по простой формуле – согласно требований воздухообмен для одного ученика не должен быть ниже 16 м3/час. Т.е. 30 учеников х 16 м3/час = 480 м3/час плюс необходимо добавить одного учителя.

    В зависимости от нагрузок на одного взрослого человека:
    – при минимальных 25 м3/час;
    – средние 45 м3/час.

    Будем исходить из минимальных 480 м3/час+ 25 м3/час = 505 м3/час.

    Теперь надо высчитать кубатуру класса. В старых школах советской постройки площадь класса сильно отличается может быть от 38 м2 до 65 м2. Будем исходить из того что площадь одного класса равна 50 м2, а высота потолков 3.3 метра. Объём равен 50*3.3 = 165 м3.

    Высчитываем необходимую кратность воздухообмена в час 505 м3/час : 165 м3 = 3. То есть должно произойти трёх кратное замещение воздуха в течении одного часа.

    1. Установить приточный клапан для окон на все окна. Для наглядности смотрите рис. 1. При идеальных условиях один оконный приточный клапан замещает 40 м3/час. Предположим, в одном классе три окна и все три окна со створками. 3 створки * 40 м3/час = 120 м3/час. А нам необходимо 505 м3/час. Такой вариант при условных исходных данных не подходит.

    2. Установить кассетный вентиляционный прибор потолочный или настенный. В прямом значении кассетный вентиляционный прибор – это фильтр, устанавливается на существующий приточный или вытяжной вентиляционный канал. На рисунке 2, наглядно изображено для понимания. Мне кажется, имелась в виду всё-таки приточно-вытяжная установка, иногда называют рекуператор. В таком случае просто выбираете модель необходимой мощности. Существует ряд модификаций: от более простых до многофункциональных. Одна из самых простых на рис. 3.

    Даже в самых бюджетных моделях воздух поступает в помещение подогретым. При покупке обратите внимание на диапазон рабочих температур, ориентируясь на климат в вашем регионе. Важно обратить внимание именно на минимальную рабочую температуру. Установка занимает не более часа и наносит минимальный ущерб сделанному ремонту. Цены начинаются от 12000 рублей.

    Как итог. В целях экономической целесообразности необходимо произвести расчёт на каждое помещение, действуя по выше указанному примеру. Исходя из полученных данных, вполне возможно подойдёт установка приточного клапана, что будет самым дешевым вариантом. Если же потребуется установка рекуператора, то будете чётко понимать необходимую мощность и правильно скорректируете необходимый бюджет.

    Дополнительно советую ознакомиться со статьями на нашем сайте про приточно-вытяжные установки и вентиляцию с рекурперацией.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию