Как выбрать фильтрующую систему для яхты или катера?
Домашняя яхт-верфь.
Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
Фановые системы яхт и катеров.
К фановым водам (sewage, waste, black water) относятся любые воды, загрязненные человеческими фекалиями, а также продуктами жизнедеятельности животных. Слив этих вод за борт регламентируется санитарными требованиями. Заметим, что особых требований к «серым водам» (gray water), например из умывальника, душа или камбузной мойки, для малых судов не предъявляется, их можно сливать за борт напрямую…
Тема эта, так сказать, насущная, и с увеличением количества малых судов и ухудшением экологической обстановки она становится все актуальнее. Не говоря уже о зарубежных маринах, куда без адекватной фановой системы не пустят или просто опечатают санузел на все время стоянки…
Что говорят правила? Для крупных судов сброс фановых вод регламентируется Международной конвенцией о предотвращении загрязнения моря с судов MARPOL 73/78 IMO (Приложение IV). Данный документ распространяется на суда тоннажем более 200 гросс-тонн или перевозящие более 10 пассажиров. Для этих судов требуется сертификат на фановую систему. Для крупных судов международные правила предписывают сброс фановых вод на расстоянии не ближе, чем 12 миль от берега (для дезинфицированных вод не ближе 4 миль) при скорости судна не менее 4 уз. Альтернативно судно может быть оборудовано сертифицированной системой обработки фановых вод.
Непосредственно для малых судов элементы фановых систем регламентируется стандартом ISO8099 «Small Craft – Toilet waste retention systems».
Местные и национальные правила могут накладывать ограничения на сброс фекальных вод в территориальных и внутренних водах и охранных зонах.
Общие соображения. Малые суда используются в рекреационных районах, вблизи пляжей и других мест отдыха. Именно поэтому в цивилизованных странах уделяется особое внимание обеспечению их экологичности. Во многих «экологически помешанных» государствах действуют очень жесткие законодательные нормы, ограничивающие попадание фекалий в воду. В настоящее время становится нормой наличие санузла на 6-метровом катере.
Особенности американских требований. Еще более строгие требования действуют в США. В табл.1 приведена используемая в США классификация Marine sanitation device, или MSD, морских сантехнических устройств и требования к ним*. Именно к американской системе часто привязываются в каталогах при выборе яхтенного сантехнического оборудования – это хороший пример заботы об окружающей среде, уже перенятый европейцами. В США и Европе наблюдается повсеместный переход к системам типа III и создание сети станций сдачи фекальных вод. (Кстати, заметим, США не ратифицировали Приложение IV MARPOL и применяют свои более жесткие требования. Об этом следует помнить, посещая порты данной страны.)
Необходимо учитывать, что тип MSD определяется не только устройством собственно унитаза, но и всей фановой системs в целом. На судах длиной более 65 футов допускается установка только устройств типа II и III. В настоящее время почти повсеместно применяются системы типа III – со сточной цистерной или (на небольших судах) портативные туалеты с опорожняемой в марине накопительной емкостью.
Состав системы – подход ISO. В отличие от американской системы, которая ограничивает стоки, международные стандарты ISO регламентирует состав фановой системы (рис.1). Особенность яхтенных/катерных систем в том, что унитазы практически всегда устанавливаются ниже ватерлинии. В связи с этим обращаем внимание на три очень важных момента, имеющих непосредственное отношение к безопасности судна:
• Трубопроводы слива должны иметь «петли», поднятые выше ватерлинии, как минимум, на 300 мм, при этом на парусных судах следует отсчитывать этот размер от креновой ватерлинии.
• В верхней части петли следует устанавливать простой вентиляционный клапан для предотвращения подсасывания воды в судно (например, при неисправности клапана на унитазе).
• Кроме того, на этих трубопроводах следует устанавливать запирающиеся доступные кингстоны (вообще стоит следовать принципу: на каждое отверстие в корпусе – надежный кингстон).
Пренебрежение этими рекомендациями (в правилах они не всегда оговорены) в целях «упрощения» и «экономии» не раз приводило к гибели судов, которые были «затоплены через гальюн»…
Минимальный диаметр шлангов и трубопроводов для транспортировки фекалий должен быть 38 мм или более, если того требуют рекомендации изготовителей устройств. На малых судах, перевозящих пассажиров, однозначно рекомендуется использовать большее сечение трубопроводов, так как не редкость их забивание при выбрасывании в туалет посторонних предметов. Необходимо обратить внимание на тип используемых шлангов – следует применять только специальные шланги, помечаемые в каталогах как «odor free», препятствующие проникновению неприятного запаха. Причем это относится и к вентиляционной трубке цистерны.
Палубная горловина для сдачи фановых вод стандартизована и помечается специальным значком (рис. 2).
При выборе объема сточной цистерны или производительности портативного туалета можно пользоваться данными табл. 2.
Если «серая вода» из умывальников, душевых и камбузной мойки также отводится в сточную цистерну, то объем последней необходимо соответственно увеличить. Хотя совмещать стоки не рекомендуется – переработка пищевых остатков значительно сложнее, чем фекалий.
Сточная цистерна (sewage tank, waste tank, holding tank) не должна иметь смежных стенок с топливными цистернами и цистернами пресной воды. Должен быть предусмотрен индикатор заполнения сточной цистерны, а также герметичный смотровой лючок минимальным диаметром не менее 75 мм (обязателен для цистерн объемом более 40 л).
Хорошим решением на небольшом судне является покупная вкладная полиэтиленовая цистерна, зачастую поставляемая в комплекте с помпоймацератором, датчиком уровня, смотровым лючком и патрубками для подсоединения трубопроводов. Подобные комплекты выпускаются с цистернами объемом 40–200 л. Вентиляционная трубка сточной цистерны должна иметь диаметр не менее 19 мм или 38 мм при объеме цистерны менее 400 л или более 400 л соответственно. Вентиляция цистерны должна быть работоспособной при заполнении до 90% и углах крена судна не менее 20°.
Для устранения неприятного запаха из вентиляционной трубки цистерны применяются специальные фильтры.
Типы систем. Рассмотрим наиболее популярные типы туалетов и фановых систем, применяемых на малых судах.
Портативные туалеты (рис. 3) – это переносные устройства, снабженные емкостью для смыва и опорожняемым резервуаром объемом 10–25 л. Устройство выдерживает около 10–20 циклов без перезарядки и должно опорожняться в береговой приемник (обычно – в туалет марины). Это хорошее и простое решение для самых малых судов, например трейлерных, избавляющее от необходимости устанавливать сложную фановую систему с трубопроводами и т. д. Стоимость устройств (по каталогу) – порядка 70–140 долл.
Унитаз с ручной прокачкой (рис. 4) – наиболее «классическое» решение для малых судов. Унитаз с двухходовым поршневым насосом представлен на рис.5, но существуют также модели с раздельными насосами для смыва и откачки фекалий. Устройство использует для смыва забортную воду, а фановые воды могут отводиться в сточную цистерну или за борт. Недостаток устройства – подверженность клапанов выходу из строя, на некоторых моделях – сложность эксплуатации и необходимость «физической работы». Стоимость устройств (по каталогу) – порядка 150–250 долл.
Унитаз с электропрокачкой – это модификация ручного унитаза за счет установки электропривода прокачки. Подобные приводы поставляются отдельно или сразу в комплекте с унитазом (стоимость по каталогу – 380–700 долл.). Такой туалет проще в эксплуатации и потому подходит для малых судов, перевозящих пассажиров.
Lavac (рис. 5) – очень надежная система, имеет герметичное соединение крышки с унитазом. Принцип действия прост: по окончанию процесса соединение герметизируется, с помощью помпы создается вакуум, вода для смыва засасывается в унитаз, а затем вместе с содержимым направляется в сточную цистерну либо за борт. Недостаток – необходимость определенной «квалификации» у пользователя. Стоимость устройств (по каталогу) – орядка 350–1100 долл.
LectraSan (рис. 6) – это система MSD типа; фановые воды обрабатываются в специальном промежуточном танке, где происходит измельчение фекалий помпой-маcератором и последующая электролитическая обработка без добавления химикатов. К недостаткам системы можно отнести необходимость выполнения полного цикла при каждом использовании. Кроме того, устройство следует включать в режим подготовки перед использованием. Система работает на больших электрических токах 45 А при 12 В, подаваемых примерно в течение 2 мин., и может запросто разрядить аккумуляторы при наличии гостей на борту. Преимущество системы – возможность обойтись без большой сточной цистерны (штатная имеет объем примерно на четыре смыва).
Системы с термической очисткой относятся к типу I MSD и подразумевают размельчение и термообработку фановых вод при температуре около 75°С, после чего продукты очистки сбрасываются за борт. Система использует тепло от электронагревателя или работающего дизеля. Недостаток системы высокое потребление энергии, что ограничивает ее применение на прогулочных судах с постоянно работающими дизелями или генераторами или использующих береговое питание. Объем поставляемой в комплекте сточной цистерны небольшой – всего 40–80 л.
Вакуумные системы (рис. 7) – устанавливаются, например, в самолетах и поездах, также находит применения на крупных яхтах с несколькими санузлами (рис. 8). Принцип действия ясен из названия – по окончании использования содержимое отсасывается в промежуточной вакуумный танк или вакуумный генератор, откуда поступает в сточную цистерну. Из сточной цистерны фановые воды могут быть сданы в береговой приемник либо откачаны за борт вне пределов охранной зоны. Недостаток – использование для смыва пресной воды, хотя ее требуется немного; шумность в работе.
При выходе из строя системы возможность использования всех туалетов на судне становится проблематичной. Преимущества – простота использования, возможности размещения сети санузлов на судне. Система довольно дорогостоящая – стоимость зависит от конкретной компоновки, но оправданна на сравнительно крупных яхтах.
Компоновка санузла. Одна из реальных историй про «новых русских» застрявший в яхтенном санузле «брателло» полной комплекции… Чтобы избежать подобных незадач, при размещении удобств требуется соблюдать требования эргономики. Минимальные размеры яхтенного санузла приведены на рис. 8.
Большинство моделей яхтенных унитазов выпускается в исполнении «компакт» (длина – 420 мм) и «стандарт» (500 мм), а также с высотой сиденья от плоскости монтажа 260–290 и 380 – 430 мм.
Располагать унитаз на парусном судне рекомендуется в поперечной плоскости, так как в этом случае у сидящего человека больше шансов удержаться при качке. На небольшом катере лучше размещать санузел «лицом вперед» – по ходу судна. Если предполагается, что на судно часто будут приходить гости, то доступ к санузлу должен быть предусмотрен из кают — компании, а на пассажирском судне гальюны должны быть легко доступны из кокпита/с палубы.
Вентиляция санузла должна быть вытяжной и обеспечивать 20–30-кратную смену воздуха в час.
Заключение.
Сегодня, пожалуй, любое малое судно, претендующее на звание «круизера» или даже «уикэндера» должно быть оборудовано функциональным гальюном и соответствующими системами. Это устройство не только сделает отдых на воде действительно приятным и комфортным, но и не испортит настроения отдыхающим на близлежащих пляжах. Желаем безаварийного и чистого плавания!
Топливная система катеров и яхт
Принцип действия топливных систем одинаков практически на всех средствах передвижения, внутри которых стоит двигатель внутреннего сгорания. Любая топливная система состоит из следующих компонентов:
- топливный бак
- топливопроводы — стальные трубки, которые соединяют все приборы системы топлива двигателя
- топливные фильтры — фильтр тонкой очистки топлива.
- топливный насос
- регулятор давления топлива — разделительная точка между подающей и возвратной линиями.
- устройство для смешивания топлива и воздуха
- воздушный фильтр
- впускной коллектор
- глушитель шума выпуска отработанных газов
- датчики.
Принцип работы системы подачи топлива известен каждому в большей или меньшей степени, но во всяком случае каждому из нас приятно слышать упорядоченный ритм двигателя. В этой статье мы поговорим о системах подачи топлива от компании Vetus.
Выражение «Прочность цепи определяется прочностью ее слабейшего звена», безусловно, применимо к судну и судовым системам. Это ужасное чувство знакомо многим из нас, когда двигатель перестал работать, и тогда мы в состоянии сильнейшего стресса начинаем искать неполадку. Одним из звеньев в цепи судовых систем, которое нельзя недооценивать, является топливная система, в которой Vetus бесспорно является специалистом. А специалистом в области подбора подходящей Вам топливной системы является интернет-магазин «Яхтенные товары».
Топливные фильтры
Вам когда-нибудь приходилось заправлять автомобиль из канистры? Слышали при этом напутствия о том, что в топливо не должно попадать воды? Капельки воды в топливе – это самая настоящая опасность, они идеальные переносчики грязи, коррозии и микроорганизмов. Одна капля воды может стать причиной засорения топливного насоса, прекращения подачи топлива и даже остановки двигателя. Вода может также быть причиной появления ржавчины в насосе и инжекторах, что приводит к нестабильности в их функционировании и к чрезмерному износу. Современные системы подачи топлива, имеющие очень высокое рабочее давление, особенно чувствительны к воде и загрязнению. Довольно много воды находится в топливных цистернах судов. Эта вода попадает в цистерны при заправке топлива или в результате конденсации. В судовой топливной цистерне часто находится много частиц грязи, слишком много для топливного фильтра тонкой очистки. Судовые топливные цистерны – идеальное место для размножения микроорганизмов, которые создают дополнительные проблемы для топливной системы. Установка топливных фильтров и сепараторов воды Vetus во всасывающий трубопровод между топливной цистерной и подкачивающим топливным насосом предотвратит попадание воды и грязи в двигатель и обеспечит его стабильную работу . Эти фильтры можно разделить на 2 главные группы: Spin-on фильтры и центрифужные фильтры.
Spin-On фильтры:
Эта система является патенованной. Вода отделяется от топлива перед тем как оно поступает на фильтрующий элемент, и, так как вода — более тяжелая фракция — она остается внизу, а топливо поднимается вверх и проходит через фильтрующий элемент, который задерживает оставшуюся воду и частицы грязи. Подобная схема фильтрации увеличивает эффективную фильтрующую поверхность, качество фильтрации и срок службы фильтрующего элемента. Иными словами – фильтр типа Spin-on отделяют воду и грязь от топлива, и затем очищенное топливо поступает в двигатель. А их нижняя часть корпуса прозрачна, что позволяет проверять уровень скопившейся грязи и воды.
Центрифужные фильтры:
В процессе фильтрации топливо проходит длинный путь сверху фильтра вниз и с внешней стороны фильтрующего элемента вовнутрь, а затем вверх, обеспечивая эффективную фильтрацию. Процесс фильтрации состоит из следующих шагов: центробежный сепаратор удаляет из топлива воду и крупные частицы, угольный фильтр удаляет взвешенную воду и более мелкие частицы, а фильтрующий элемент тонкой очистки удаляет мелкие частицы. Все центрифужные фильтры VETUS удовлетворяют требованиям стандартов, что допускает их использование на коммерческих судах. Эти фильтры могут поставляться в сборках от 2 до 6 фильтров для двигателей до 5000 л.с. Входы и выходы фильтров могут располагаться как с одной стороны, так и по разные стороны, в зависимости от условий установки.
Био топливо и окружающая среда
Если есть вариант не навредить окружающей среде, почему бы его не использовать? Vetus всегда стремятся к гармонии с природой и топливная система не является исключением из этого правила. Например, разлив топлива в воду категорически запрещен. Изделие Splash Stop – это своего рода предохранитель разбрызгивания топлива. Оно было разработано специально для предотвращения такого разлива и, кроме того, оно соответствует требованиям CE и ABYC а области охраны окружающей среды. В последнее время все большее применение находит био топливо, которое восприимчиво к заражению специальными видами бактерий, и чем дольше оно хранится, тем больше вероятность такого заражения. Корпус Splash Stop изготовлен из анодированного алюминия. Используемый заливной шланг должен удовлетворять нормам ISO7840 для судового топлива A2 и/или нормам SAE J1527 A2. Все топливные шланги фирмы Vetus этим требованиям удовлетворяют. Это устройство пригодно как для дизельного топлива, так и для бензина. Его монтаж не требует много времени.
Давайте будем разумны в своих действиях. Наши желания хороши, если они не причиняют ущерб. Потому «Яхтенные товары» настоятельно рекомендует Splash Stop, боле того – мы поможем Вам с установкой этого устройства.
Жесткие цистерны для дизельного топлива
Эти новые толстостенные цистерны изготавливаются из высококачественного линейного полиэтилена, они не подвержены коррозии и в них меньше образуется конденсат, чем в металлических цистернах. Пригодны для хранения дизельного топлива с температурой до 100°C. Конструкция цистерн бесшовная, и поэтому они никогда не текут. Уровень топлива в этих цистернах виден снаружи.
Соединительный комплект для цистерн типа FTL
Этот соединительный комплект Vetus для топливных цистерн сэкономит время на установку. Поскольку этот комплект содержит все необходимые соединения, потребуется вырезать всего одно круглое отверстие диаметром 114 мм (4.5” ) на верхней стороне топливной цистерны. Анодированная, устойчивая к соленой воде алюминиевая крышка снабжена контр фланцем и резиновым уплотнением. Она вставляется (ввинчивается) в круглое отверстие 114 мм (4.5”). Крышка должна быть установлена так, чтобы обеспечить удобство подсоединения к ней всех шлангов. Крышка крепится на корпусе цистерны с помощью трех болтов, входящих в поставку. Резиновое уплотнение гарантирует герметизацию.
Специалисты интернет-магазина «Яхтенные товары» помогут Вам правильно установить соединительный комплект для топливной цистерны.
Фильтры против запаха
Фильтрующий элемент– это пластиковый картридж, наполненный активированным углем и специальными гелевыми гранулами. Эта комбинация обеспечивает принципиально новое качество фильтрации. В традиционных угольных фильтрах эффективность фильтрации существенно снижается из-за влажности воздуха и конденсации влаги. В новых фильтрах гелевые гранулы абсорбируют влагу и ухудшения фильтрации не происходит. Кроме того, гелевые гранулы уменьшают количество влаги, попадающей в топливную цистерну. Многочисленные исследования показали, что влага в дизельном топливе приводит к росту плесени и «дизельных бактерий». Использование фильтров нового типа уменьшает количество влаги в топливе и его последующее загрязнение органическими примесями.
В завершении краткого обзора на ассортимент компании Vetus в рамках темы системы подачи топлива можно выделить отличительные, сильные стороны. Если Вы человек, которому важна окружающая среда – то безусловно Вашим выбором будет Splash Stop для предотвращения разбрызгивания топлива. Топливные цистерны Vetus сделаны из синтетического материала, что значительно снижает конденсацию и исключает коррозию, более того, они устанавливаются быстро и просто, а поставляются со всеми комплектующими и разметкой для установки датчика уровня.Топливные фильтры Vetus имеют сертификаты CE и ABYC, что удовлетворяет всем мировым стандартам.
Запатентованная система обеспечивает большую в пять раз фильтрующую площадь, а замена фильтрующих элементов может быть выполнена без пролива топлива.
Выбрать правильные элементы Вашей топливной системы и надежно установить все ее комплектующие поможет интернет-магазина «Яхтенные товары».
Очистка воды для яхты
Во время длительных морских или речных прогулок чистая вода на борту яхты представляет собой особую ценность. Из-за того что прямое использование жидкости из водоёмов невозможно, владельцу судна приходится делать внушительные водные запасы для питья, обслуживания оборудования и санитарных целей. Установка эффективной системы фильтрации позволяет сделать пребывание на яхте еще более комфортным и сэкономить средства, уходящие на приобретение воды.
Почему на яхте нужно много чистой воды
Во время путешествий на яхте в море или по реке возникает потребность в пресной воде без загрязнений, предназначенной для следующих нужд:
- приготовление пищи и питье;
- гигиенические процедуры;
- питание парогенераторов.
Забортная вода не может использоваться по понятным причинам: она содержит большое количество вредных компонентов, оказывающих негативное влияние на здоровье и работу различных механизмов на судне. Регулярная покупка чистой воды с вынужденными остановками на намеченном маршруте — слишком затратное и неудобное решение вопроса. Обеспечить яхту жидкостью, которая по качеству будет подходить для всех вышеперечисленных целей, поможет установка полупромышленной системы обратного осмоса. Вода, очищенная данным методом, соответствует всем требованиям СанПин и абсолютно безопасна для человека и нормального функционирования судовой техники.
Преимущества обратного осмоса для яхты
Премиальная ценовая ниша обратноосмотических систем вполне оправдана их многочисленными преимуществами перед другими методами и технологиями очистки воды на судне:
- быстрый монтаж и надёжность;
- долгий срок службы установки;
- большой рабочий ресурс мембран и простота их замены;
- компактные габариты и приемлемый вес (можно установить даже на небольших яхтах);
- экономичный расход энергии;
- низкий уровень шумов;
- высокая производительность;
- автоматическая регулировка рабочего давления насоса в зависимости от солёности воды;
- качественная очистка разных типов воды: солёной морской, речной, озёрной и малосолёной воды в устьях рек;
- обработка портовых вод с предварительной фильтрацией.
Выбери свой Ecomaster!
Метод обратного осмоса
Обратноосмотическая мембрана разделяет водный поток на обессоленную жидкость (пермеат) и солёный концентрат. Итоговое количество пермеата, который выдает система водоочистки, зависит от производительности установки и разновидности используемых мембран. В среднем объем очищенной воды составляет 60-80% от общего количества жидкости.
Фильтры обратного осмоса эффективно очищают воду от следующих веществ размером до 0.0001 мкм:
- соли кальция и магния;
- натраты;
- сульфаты;
- ионы натрия;
- красители;
- патогенные микроорганизмы.
Для обеспечения бесперебойной работы мембран и высокой эффективности процесса водоочистки необходимо дополнить систему фильтрами для удаления крупных нерастворимых частиц и других загрязнителей. Для правильного выбора фильтрующих блоков предочистки необходимо провести лабораторные анализы воды с целью определения ее точного состава.
Обратный осмос для морской яхты
Полупромышленная система, работающая по принципу обратного осмоса, является лучшим опреснителем морской воды. Солёная жидкость пропускается под давлением насоса через мембрану, проницаемую только для молекул воды и газов. В итоге отфильтровываются 97% солей и минералов, а на выходе получается чистейшая питьевая вода, состав которой удовлетворяет всем общепринятым нормам.
Обратный осмос для речной яхты
Фильтры для очистки воды необходимы и на речной яхте. В пресной речной воде также содержатся загрязнения, опасные для человеческого организма и дорогостоящего оборудования на судне:
- хлор;
- нерастворимые взвеси;
- соли жёсткости;
- тяжелые металлы;
- железо;
- органические соединения;
- бактерии и вирусы.
Обратный осмос успешно очищает и пресную жидкость из реки, но во избежание повреждения высокотехнологичной мембраны агрессивными веществами, которые содержаться в речной воде, следует позаботиться об обязательной установке следующих блоков предочистки:
- блок с дозацией гипохлорита для удаления железа;
- осветлитель с углем для удаления хлора и других нежелательных компонентов.
Для того чтобы прогулки на морском или речном судне были максимально комфортными, а техническое обслуживание яхты доставляло минимум хлопот, стоит всерьез задуматься о покупке полупромышленного обратноосмотического комплекса очистки воды. Профессиональное водоочистное оборудование от компании Экодар поможет вам предотвратить многочисленные проблемы, вызванные неудовлетворительным качеством используемой жидкости и по-новому оценить все плюсы владения яхтой с безлимитным количеством идеальной воды.
Лодки, катера, яхты
Раньше считали, что маломерное судно, оснащенное подвесным двигателем – это моторная лодка, если оснащенное стационарным мотором, то катера, а если же парусная, то считалось уже яхтой. В СССР не было яхт, так же как и секса. Сейчас же, наоборот, на водной глади можно наблюдать шести и восьми метровые суда, оборудованные последними техническими приспособлениями (каюты, камбузы, подвесными моторами в 300 лошадиных сил и другими радостями жизнями), при всем этом такие судна сложно назвать лодками. Такая же ситуация и с 18-ти метровыми и трехпалубными катерами. Поэтому различаются суда по нескольким принципам:
1) Маломерные суда – это суда до 20 метров в длину, которыми могут управлять по «любительскому» удостоверению судоводителя, получив его пройдя четырех дневное обучение.
2) Лодки (моторные) – маломерные суда, не имеющие кают и с подвесным двигателем (мотором). Такие лодки являются бюджетными вариантами. Если Вам не нужно, либо не хотите платить кругленькую сумму за удобство и комфорт, или хотите использовать судно для рыбалки или других специфических целях, или планируете редко выходить на воду, то моторная лодка — это то, что Вам нужно! Такие суда могут быть оснащены тентом, что облегчит рыбалку или обычную прогулку по водной глади, так же лодка может быть оборудована и другими туристическими атрибутами.
3) Катера – маломерные суда, оборудованные стационарным двигателем или каютные суда с подвесным мотором, обычно 5-10 метров в длину. Катера бывают, различных типов, от небольших рыбацких катеров до скоростных гоночных болидов и серьезных круизных катеров.
4) Яхты (моторные) – довольно имиджевые каютные суда повышенной комфортности и длинной от 10 до 20 метров. Хороший выбор, если Вы хотите провести летний отпуск с друзьями или семьей, либо устроить деловую встречу с бизнес-партнерами, а так же можно устроить и многодневное путешествие по миру и жить на борту.
Все катера, в особенности от 6 метров, имеют свою спецификацию, по сравнению с моторными лодками, которые относительно универсальны. Открытое спортивное судно может испортить вам настроение в маленьком путешествии, а катание на водных лыжах за круизным судном, много удовольствия не прибавит своей неповоротливостью и большим потреблением топлива. Поэтому, надо решить, для каких целей Вам нужен катер!
Катера отличаются по основным типам корпуса и планировки:
1) СС, SC (Central console) — открытый катер от четырех метров и более с консолью управления и со свободным проходом вдоль бортов. Такой катер предназначен для активного отдыха, рыбалки и охоты. А также в данную категорию входят высокоскоростные спортивные катера.
2) BR (Bow rider) — открытый катер от 5 до 7 метров в длину с автомобильным расположением сидений и поста управления, а так же с диваном в носовой части. Часто комплектуется ходовым тентом, столиком, аудиосистемой. Данный катер предназначен для активного отдыха и является любимцем молодежи.
3) HT (Hard top) — Полузакрытый катер. В размерах от 5 до 7 метров позволяет разместить закрытое спальное место в носовой части катера и скрыть от солнца или непогоды пост управления, что делает их весьма универсальными. Крупные круизные катера выделяются крышей над кокпитом, часто с открывающимся люком, что повышает общий комфорт судна.
4) WA — катера с каютой, полузакрытой или закрытой кабиной управления, но со свободным проходом вдоль бортов, предназначены для комфортной рыбалки и для активного отдыха.
5) DC (day cruiser), Caddy Cabin — наиболее универсальный класс. Каютный круизный катер выходного дня. Довольно популярный. Имеет не высокую, сидячую, носовую каюту с U — образным диваном и столиком посредине, которые преобразовываются в двуспальную кровать. Люксовые варианты могут оснащаться туалетом, кухонным блоком, водопроводом и прочими мелочами, значительно облегчающие жизнь начинающим путешественникам.
6) Sport Cruiser – Скоростной круизный катер от 8 до 12 метров с открытым просторным кокпитом, большим салоном и спальными местами минимум для 4-х человек, предназначенный для отдыха и путешествий. На борту должна быть полноценная кухня, душ, санузел, купальная платформа.
7) Cruiser Yacht — Имиджевые круизные катера повышенной комфортности длиной от 10 до 20 метров, чаще всего с полузакрытой или закрытой кабиной.
Целевое использование катеров:
Рыбацкие – максимально удобные небольшие открытые суда, предназначенные для охоты и рыбалки, различаются типа: СС, SC, BR, либо более комфортные НТ и WA. Обязателен удобный проход вдоль всех бортов, просторная палуба. Данные суда чаще всего оснащены специальным оборудованием (спинингодержатели, дополнительный троллинговый двигатель, садки для живца, ниши для снастей, вместительные рундуки для улова, эхолот и многое другое). Это идеальный вариант, если Вашей целью является рыбалка, однако Вашей семье будет не уютно, т.к. в таких катерах обычно не предусматриваются такие удобства, как каюта, санузел, камбуз и т.п.
Для активного отдыха и спорта – молодежные скоростные катера длиной до 7,5 метров, типа BR, а также редко бывают и HT. Обычно они имеют современный дизайн, стильную отделку кокпита, места для загара (солярии), ходовой тент для защиты от непогоды, качественную аудио-систему. Из дополнительного оборудования чаще всего присутствуют крепления для хранения вейкборда, водных лыж, буксировочный крюк, столик в кокпите или носовой части. На этом катере удобно быстро добраться до дикого берега или уютного острова, разбить лагерь на берегу и периодически отчаливать от берега на «покатушки». Однако длительное пребывание на таком судне, без выхода на сушу может вызвать дискомфорт и усталость.
Семейные мини-круизные катера – универсальные катера от 5,5 до 7,5 метров в длину, в форм-факторе DC или HT. Хороший выбор, если Ваша цель периодический семейный отдых или отдых с небольшой компанией на свежем воздухе подальше от цивилизации. Данные катера являются универсальными и малобюджетными вариантами. Такие катера должны иметь как минимум одну закрытую или полузакрытую каюту с двумя спальными местами. А так же обязательно наличие туалета, желательно стационарного прокачного. Не забудьте также укомплектовать катер походной плитой, чистой водой, холодильником. Небольшие размеры и мощный мотор позволят насладится разными водными видами спорта. Такой катер должен вам обеспечить комфортный автономный отдых с 1-2 ночёвками на борту, без необходимости причаливать к берегу. Однако длительное многодневное непрерывное пребывание Вам не доставит большого удовольствия. Тут размер имеет значение.
Круизные – это судна от 8 до 20 метров и предназначенные для многодневных путешествий. Это лучший выбор, если Вашей задачей является проведение отпуска на борту или мобильный комфортный офис для проведения различных переговоров и встреч.
Правильно выбрать круизный катер не так-то просто. Предложений очень много, а стоимость достаточная, и цена ошибки при выборе может быть высокой.
Во-первых, судно должно иметь крепкий, надежный, долговечный корпус. Лидирующие производители: Скандинавия, Голландия и Италия (следовательно и цена выше).
Во-вторых, чем крупнее судно, тем оно потенциально комфортнее, уютнее и дороже (однако неудачной планировкой можно испортить любое судно).
В-третьих, особое внимание уделите планировке и комплектации. Желательно побывать на катере до его приобретения, или как минимум на подобном, выявить недостатки и изучить их наличие на желаемой модели. Вы обязательно должны свободно себя чувствовать в полный рост как минимум в салоне, а желательно ещё и в каюте. Пространство не должно быть загромождено мебелью. Не должно быть дизайнерских излишеств и аляпистостей. Тут все, как с квартирой! Стандартная квадратно-гнездовая планировка — самая приемлемая. Обратите внимание на наличие просторного общего салона (либо кокпита), где бы за столом могли уместиться все гости.
Очень желательно, чтобы кухня была вынесена на верх, в кокпит. Иначе ничего, кроме кипятка, Вы приготовить не сможете, не рискуя пропитать кухонными запахами все каюты. И сколько бы Вам продавцы не рассказывали о вытяжках, люках и т.п. не верьте. Ведь у Вас дома стоит мощная вытяжка на кухне? Когда жарится рыба — запах в любом случае идёт по всей квартире, а ведь тут объём помещения намного меньше! Хотя если Вы планируете только пить чай и варить картошку или легкий супчик — камбуз в салоне имеет право быть.