Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация и маркировка электрических шинопроводов

Классификация и маркировка электрических шинопроводов

ШИНОПРОВОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НА НАПРЯЖЕНИЕ ДО 1000 В

Общие технические условия

Mains and distribution busways up to 1000 V a.c.
General specifications

ОКП 34 4910, 34 4920

Дата введения 1981-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 10.12.79 N 4743

3. Стандарт соответствует международному стандарту МЭК 439-2-87

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

3.8, 6.6, 6.10, 6.12, 6.14, 6.15

Вводная часть, 3.9, 7.9, 7.10

* Здесь и по тексту. В указателе "Национальные стандарты" 2005 г. приводится как действующий ГОСТ 16962-71.

6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

7. ИЗДАНИЕ (сентябрь 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в апреле 1981 г., декабре 1984 г., марте 1989 г. (ИУС 6-81, 3-85, 6-90)

Настоящий стандарт распространяется на шинопроводы климатических исполнений У, ХЛ, Т, категорий размещения 2 и 3 и климатических исполнений УХЛ, О, категории размещения 4 по ГОСТ 15150, предназначенные для электрических сетей переменного трехфазного тока частоты 50 и 60 Гц на напряжение до 1000 В в системах с глухозаземленной нейтралью.

Стандарт не распространяется на шинопроводы на номинальные точки до 100 А, а также на шинопроводы специального назначения, например для химически активных сред, для взрыво- и пожароопасных зон и для вертикальной прокладки в зданиях повышенной этажности в части функциональной специфики их исполнения.

Стандарт устанавливает требования к шинопроводам, изготовляемым для нужд народного хозяйства и экспорта.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Шинопроводы по назначению подразделяют на:

— распределительные, предназначенные для распределения электрической энергии;

— магистральные, предназначенные для передачи электрической энергии от источника к месту распределения (распределительным пунктам, распределительным шинопроводам) или мощным приемникам электрической энергии.

1.2. По конструктивному исполнению шинопроводы подразделяют на:

— трехфазные с нулевым рабочим проводником;

— трехфазные с нулевым рабочим и нулевым защитным проводником.

1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

2.1. Основные элементы шинопроводов

2.1.1. Основными элементами распределительных шинопроводов являются:

а) прямые секции — для прямолинейных участков линии, имеющие места для присоединения одного или двух ответвительных устройств для секций длиной до 2 м включительно, двух, трех, четырех или более устройств — для секций длиной 3 м;

б) прямые прогоночные секции — для прямолинейных участков линий, где присоединение ответвительных устройств не требуется;

в) угловые секции — для поворотов линии на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

г) вводные секции или вводные коробки с коммутационной, защитной и коммутационной аппаратурой или без нее — для подвода питания к шинопроводам кабелем, проводами или шинопроводом;

д) переходные секции или устройства — для соединения двух шинопроводов на различные номинальные токи или шинопроводов разных конструкций;

е) ответвительные устройства (коробки, штепсели) — для разъемного присоединения приемников электрической энергии. Коробки должны выпускаться с разъединителем, с разъединителем и с предохранителями или автоматическим выключателем;

ж) (Исключено, Изм. N 3).

з) присоединительные фланцы — для сочленения оболочек шинопроводов с оболочками щитов или шкафов;

и) торцовые крышки (заглушки) — для закрытия торцов крайних секций шинопровода;

к) устройства для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений;

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

2.1.2. Основными элементами магистральных шинопроводов являются:

а) прямые секции — для прямолинейных участков линий;

б) угловые секции — для поворотов линий на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

в) тройниковые секции — для разветвления в трех направлениях под углом 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

г) подгоночные секции — для подгонки линии шинопроводов до необходимой длины;

д) разделительные секции с разъединителем — для секционирования магистральных линий шинопроводов;

е) компенсационные секции — для компенсации температурных изменений длины линии шинопроводов;

ж) переходные секции — для соединения шинопроводов на разные номинальные токи;

з) ответвительные устройства (секции, коробки) — для неразборного, разборного или разъемного присоединения распределительных пунктов, распределительных шинопроводов или приемников электрической энергии. Коробки должны выпускаться с разъединителем, с разъединителем и предохранителями или с автоматическим выключателем; секции могут выпускаться без указанных аппаратов;

Читайте так же:
Схема и особенности подключения трехклавишного проходного выключателя

и) присоединительные секции — для присоединения шинопроводов к комплектным трансформаторным подстанциям;

к) проходные секции — для прохода через стены и перекрытия;

л) набор деталей и материалов для изолирования мест соединения секций шинопроводов с изолированными шинами;

м) устройства для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений;

н) крышки (заглушки) торцовые и угловые для закрытия торцов концевых секций шинопровода и углов.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.1.3. Номинальные токи шинопроводов, соединяемых переходными секциями или устройствами, не должны превышать отношения 2:1.

2.1.4. Номинальные токи вводных секций или коробок распределительных шинопроводов должны соответствовать номинальным токам шинопроводов или удвоенному их значению в зависимости от места подвода питания в начале или середине линии.

2.2. Необходимая номенклатура элементов шинопроводов должна устанавливаться в технических условиях на конкретные типы шинопроводов.

2.3. Номинальные токи шинопроводов и их ответвительных устройств (коробок, штепселей, ответвительных секций) должны соответствовать указанным в табл.1.

Что такое шинопровод: назначение, классификация, типы

Что такое шинопровод: назначение, классификация, типы

Шинопроводом называется устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из шин и относящихся к ним изоляторов, поддерживающих и опорных конструкций, защитных оболочек и ответвительных устройств. По конструктивному исполнению они могут быть:

  • открытыми, выполненными из неизолированных шин на изоляторах и незащищенными от прикосновения или попадания на них посторонних предметов;
  • защищенными, представляющие собой открытые шинопроводы, огражденные сеткой или коробом из перфорированных листов;
  • закрытыми, выпускаемыми в виде комплектных шинопроводов с шинами, вмонтированными в сплошной короб.

Несмотря на высокую стоимость, наибольшее применение во внутрицеховых электрических сетях находят комплектные шинопроводы.

Классификация шинопроводов

В зависимости от назначения они подразделяются на:

  • магистральные переменного тока серии ШМА и постоянного тока — ШМАД, предназначенные для присоединения к ним распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприемников;
  • распределительные серии ШРА — для присоединения к ним электроприемников;
  • троллейные серии ШТА, ШМТ и ШТМ — для питания передвижных электроприемников;
  • осветительные серии ШОС — для питания светильников и силовых электроприемников небольшой мощности.

Магистральные и распределительные комплектные шинопроводы применяются при нестабильном упорядоченном расположении оборудования в цехах с нормальной, пыльной средой и с пожароопасными зонами.

Технические характеристики шинопроводов

таблица параметров шинопроводов

В электрических сетях переменного тока используются магистральные шинопроводы серий ШМА-68Н, ШМА-73, ШМА-16, ШМА4 и распределительные шинопроводы серий ШРА-68, ШРА-73, ШРП, ШРМ-75, ШРА-4. Основные технические данные ШМА4,выпускаемых на номинальное напряжение 660 В, электродинамическую стойкость 70 кА, со степенью защиты IP44, приведены в табл. ПЗ.

Технические данные ШРА-4 со степенью защиты IP32 приведены в табл. П4; данные ответвительных коробок распределительных шинопроводов серии ШРА4 — в табл. П5.

Выпускается распределительный шинопровод серии ШРА-73В, имеющий междуэтажную секцию и предназначенный для вертикальной прокладки. Он может использоваться для электрических стояков в общественных и административных зданиях повышенной этажности.

Шинопровод типа ШРА4 на ток 100 А со степенью защиты IP44 оснащается трехфазными ответвительными коробками с предохранителями на ток 25 А или с автоматами АЕ2033 на ток 25 А, что в ряде случаев может ограничивать его применение. Кроме того, к нему могут быть присоединены с помощью штепсельных разъемов трех- и однофазные электроприемники на токи соответственно 25 и 10 А.

Распределительные шинопроводы ШРП (пылезащищенные) на токи 250, 400 и 630 А предназначены для выполнения электрических сетей в помещениях с пыльной средой (в том числе в пожароопасных зонах П-И и П-Иа) и имеют степень защиты IP54.

Электрические шины из стали

Классификация и маркировка электрических шинопроводов

В процессе монтажа электрических цепей в распределительных устройствах и силовых блоках используют шинопровод, или электротехническую шину. Так называют конструкцию – проводник, изготовленную из металла с низким удельным сопротивлением.

Преимущества использования шинопроводов

Шина электрическая более удобна в применении, чем группа проводов

Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:

  • Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
  • Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
  • Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
  • Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
  • Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
  • Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.

Область применения электрических шин – подключение электрических цепей в низковольтных сетях или высоковольтных разрядных устройств, подстанций и т.д.

Классификация шин по форме сечения

В зависимости от формы поперечного сечения шинопровода различают:

  • трубчатые конструкции;
  • прямоугольные модели;
  • коробчатые проводники;
  • двух- или трехполосные модели.
Читайте так же:
Виды цоколей светодиодных лампочек — резьбовые и штыревые

Преимущества проводников с прямоугольным сечением – эффективное отведение тепла и низкое сопротивление силы тока, что снижает активную и ограничивает реактивную энергию. Таким образом удается обеспечить существенную экономию дорогостоящих энергоресурсов, что имеет важное значение для крупных коммерческих и производственных объектов.

Область применения шинопровода прямоугольного сечения – монтаж сетей и распределительных устройств силой тока в диапазоне 2000-4000А. Возможно соединение нескольких плоских шин для получения двух- или трехполосных конфигураций.

Плоские и коробчатые модификации шинопровода находят применение в сетях, работающих под напряжением до 35кВ.

Оптимальной модификацией считается трубчатая электрическая шина. В числе ее основных преимуществ – эффективное теплоотведение, высокая прочность и равномерность распределения образующегося электрического поля.

Металлы, используемые в производстве шин

В зависимости от назначения и необходимых рабочих параметров для изготовления проводников могут использоваться:

  • медь;
  • алюминий;
  • сталь;
  • сталеалюминий — стальной сердечник, покрытый повивкой из алюминиевых проводов.

В числе преимуществ алюминиевых шин – антикоррозийная стойкость, отличные электропроводящие свойства, небольшой вес и приемлемая стоимость. Для их изготовления применяют низколегированные алюминиевые сплавы с незначительным содержанием кремния и магния для улучшения пластичности и прочности металла.

Медные шины с содержанием меди до 99% ни в чем не уступают алюминиевым, но имеют меньшее распространение из-за сравнительно высокой стоимости.

Маркировка электрических шин

Нанесение цветовой маркировки на электротехнические шины регламентировано действующими стандартами. Соблюдение их требований является обязательным для каждого производителя. Нанесение маркировки может осуществляться как на этапе производства, так и после его завершения. В первом случае используется цветная изоляция, во втором – цветная изоляционная лента, указывающая на разные фазы проводника.

Цветовое обозначение шин позволяет точно определить их тип и назначение:

  • Заземляющий проводник отмечен желтым и зеленым цветами в виде чередующихся продольных полос.
  • Нейтральный и рабочий проводник обозначен с помощью синего цвета.
  • Соединение проводников подразумевает использование всех трех оттенков в разных вариантах: изоляция с продольными желтыми и зелеными полосами и синей линией на конце либо синяя изоляция с желто-зеленой полосой в местах соединений и на концах проводника.

В сетях трехфазного тока фаза А отмечена желтым цветом, фаза В – зеленым, фаза С – красным.

Согласно требованиям действующих стандартов, одновременно с цветовой маркировкой проводников для сетей переменного тока используется следующее буквенное обозначение проводников:

  • в однофазной сети – L;
  • в трехфазной сети – L с цифрами от 1 до 3;
  • средний – М;
  • нейтральный, или нулевой – N;
  • заземляющий – PE;
  • совмещенный рабочий и нулевой – PEN (сочетание обозначений каждого из использованных проводников).

Модели для сетей постоянного тока маркируются литерой L со знаком + или -, соответственно – положительный или отрицательный проводник.

Нулевая шина

Подключение заземляющих и нейтральных рабочих проводников выполняется с помощью нулевой шины. Ее конструкция состоит из токопроводящей жилы и пластикового основания, которое монтируется на DIN рейку. Жила изготавливается из специальной электротехнической меди или латуни. В конструкции токопроводящего элемента имеются отверстия и зажимные болты. Их наличие позволяет выполнить аккуратную и безопасную разводку кабелей в узлах распределительных устройств. Модели нулевых шин изготавливают разной длины, что позволяет проделать в жиле требуемое количество монтажных отверстий. Основная область их применения – сети переменного или постоянного тока, рассчитанные на рабочее напряжение до 400В.

Благодаря применению нулевой шины удастся:

  • повысить эффективность используемых защитных автоматических устройств;
  • создать одновременно несколько точек подключения нагрузок к нулевому проводнику;
  • аккуратно и безопасно разделить нулевые и рабочие проводники;
  • выполнить заземление видимого типа с использованием пластикового устройства с крышкой для защиты клемм;
  • смонтировать единую цепь от точки заземления до каждой нагрузки.

Важное условие при выборе нулевой шины – учет ограничений по максимально допустимой площади сечения проводов. Это обеспечит безопасность эксплуатации сети и бесперебойное электроснабжение на объекте. Кроме того, подбор оптимальной модификации проводника осуществляется с учетом предельного количества подключаемых нагрузок.

Монтаж нулевой шины выполняется непосредственно внутри электрического щитка или на металлическую рейку с помощью болтового соединения. Различают открытый и закрытый способы монтажа. Первый вариант предусмотрен для электрических шкафов с закрытой конструкцией, что исключает доступ посторонних лиц к внутреннему содержимому. Монтаж закрытым способом оптимален для сетей, к которым подключается дорогостоящее энергоемкое оборудование – станки и механизмы, электроинструмент и т.д.

Читайте так же:
Пластиковые колодцы для дренажа: устройство, виды, классификация, инструкция по монтажу

Шины электрические: описание, маркировка

Шины электрические необходимы для соединения отдельных элементов электроустановок в единое целое.

Определение

Шины электрические соединительные позволяют объединить все элементы электроустановки в одно целое. По сути, это проводники, сопротивление которых находится на низком уровне.

При совокупности нескольких шин в одной точке говорят о шинопроводах. Как правило, они устанавливаются на изоляторах, которые одновременно служат в качестве опор. Прячется он в специальный короб (канал). Благодаря этому он защищается от факторов окружающей среды. Шинопровод всегда должен быть устойчивым к возникающим динамическим и тепловым нагрузкам, ударным тока электросети.

Шины электрические выполняются в нескольких исполнениях. Для их деления на виды предусмотрено несколько классификаций.

По способу исполнения выделяют гибкие и жесткие шины. Их по-другому называют плоскими и трубчатыми. Гибкие шины не перекручиваются. Они не должны обладать высокой степенью тяжения. Причем степень тяжения всех проводов должна быть одинакова. Под влиянием температуры длина шины может изменяться. Поэтому жесткие модели оснащаются гибкими перемычками, которые должны компенсировать эти изменения. Кроме того, они оснащаются виброгасителями.

Кроме того, шины электрические могут быть изолированными и неизолированными. Уже из названия понятно, что в первом случае шина имеет слой изоляции, а во втором – нет.

Классификация шин по форме сечения

По форме поперечного сечения электрические шины делятся на следующие виды:

Плоские шины с прямоугольным сечением хорошо отводят тепло. Их использование целесообразно в сети с большой силой тока (от 2 тысяч до 4,1 тысячи ампер). В таких случаях они соединяются в группы по несколько штук. При этом образуется двух- или трехполосная шина.

Сборные шины обладают рядом недостатков:

  • Сложно проводить монтажные работы.
  • Индуктивный ток, который распределяется неравномерно.
  • Низкая способность выдерживать механические воздействия.
  • Снижена способность к охлаждению.
  • Низкая устойчивость к коротким замыканиям.

В сети с напряжением 10-35 киловольт могут быть использованы коробчатые или плоские изделия. Наиболее эффективной считается трубчатая. Она обладает рядом преимуществ. Она прочна, хорошо отводит тепло. Электрическое поле вокруг нее распределяется равномерно. Благодаря этому не появляется коронирование.

Виды материала для изготовления шин

В зависимости от материала, из которого изготавливается шина, выделяют следующие шины электрические:

Последний вариант представляет собой сердечник, выполненный из оцинкованных стальных проводов, вокруг которого повиты провода из алюминия.

Алюминиевые шины обладают следующими преимуществами:

  • Устойчивы к возникновению коррозии.
  • Обладают высоким показателем электропроводности.
  • Небольшой вес.
  • Стоимость их ниже, чем других видов.

Для их производства используются пластичные марки алюминия с минимальным количеством примесей. Могут быть использованы низколегированные сплавы алюминия, магния и кремния. Дополнительные элементы позволяют увеличить прочность, пластичность, упругость.

Медные шины могут содержать в своем составе до 99,9 % меди. Такие изделия обладают маркировкой М1. Широко используются марки ШМТ и ШМТВ, которые производятся из бескислородной марки. Они отличаются степенью мягкости. Первые две буквы маркировки ШММ и ШМТ обозначают «Шина медная». Идущая далее буква «М» характеризует мягкие изделия, «Т» — твердые.

Маркировка при переменном трехфазном токе

Определить элементы электроустановок помогут «подсказки», которые выражаются в цветовом и буквенном обозначении шин и проводов. Они выбираются неслучайно. Их регламентируют стандарты.

Существует два способа цветового обозначения шин. Первый подразумевает, что маркировка электрических шин наносится на этапе изготовления. Производитель использует изоляцию разных цветов. Второй подойдет в тех случаях, когда изделие имеет один цвет. В таких ситуациях используют цветную изоленту, с помощью которой отмечают разные фазы.

В случае с трехфазным током маркировка будет выглядеть так:

  • Фаза «А» окрашивается в желтый цвет.
  • Фаза «В» окрашивается зеленым цветом.
  • Фаза «С» окрашивается красным цветом.
Читайте так же:
Масляный выключатель: виды, маркировка + специфика использования

Обозначение проводников

Заземляющий проводник маркируется РЕ. Он всегда обозначается желто-зеленым цветом. Цвета идут продольными линиями. Причем использование этих двух цветов по отдельности запрещено ГОСТом. Для нейтрального и среднего проводника (рабочего) с маркировкой N используется синий цвет.

При соединении нулевых защитных и рабочих проводников сочетают все три цвета. Маркировка в данном случае выглядит как PEN. Проводник выполняется синего цвета, а на его конце и в местах соединения выполняется полоса желто-зеленого цвета. В настоящее время допустимо выполнять и противоположную окраску: желто-зеленый проводник с синей полосой на конце.

Буквенная маркировка

Правильно прочитать схему, определить тип шины или провода поможет буквенное обозначение. Как и цвета, буквы имеют свою расшифровку.

Провода и шины электрические при переменном токе расшифровываются следующим образом:

  • L – проводник однофазной сети.
  • L с цифрами 1, 2 или 3 – проводник в трехфазной сети.
  • N – нулевой проводник (или нейтральный).
  • М – средний проводник.
  • РЕ – заземляющий проводник (защитный).
  • PEN – совмещенные нулевые проводники (защитный и рабочий).

При постоянном токе обозначения будут иметь следующий вид:

  • L+ – проводник плюсовой (или положительный).
  • L- – проводник минусовой (или отрицательный).

Все эти маркировки и обозначения носят обязательный характер. Они регулируются принятыми регламентами.

Запомнить все это сразу сложно. Но опытный электрик знает все это. Такая маркировка позволит определить, где и что подключено. А простому человеку этого будет достаточно, чтобы понять, к примеру, какая необходима шина для автоматов электрических. Она может понадобиться при ремонте электрической проводки в доме. К ней позже легко подключить дополнительные источники.

Классификация и маркировка электрических шинопроводов

В этом вводном разделе:

• даны ссылки на базовые нормативные документы;

• определено понятие «степень защиты от проникновения» для шинопроводов и токопроводов;

• рассмотрены общие физические свойства, присущие шинопроводам любого типа;

• описаны причины, по которым шинопроводы повсеместно вытесняют кабельные системы распределения электроэнергии на современных объектах со значительным количеством потребителей электроэнергии.

Количество нормативных документов по электротехнике в России (как и во всём мире) огромно. Но, начав с документов, приведенных здесь, можно найти требуемые.

В России одним из основных регламентирующих документов в области электротехники являются «Правила устройства электроустановок», ПУЭ. Сейчас действует седьмая редакция этого документа.

Ввиду объёмности ПУЭ редакции 7 утверждается Министерством энергетики России по частям. Так, например, Раздел 1 «Общие правила» утверждены Приказом Минэнерго от 08.07.2002 № 204, глава 1.8. «Нормы приемо-сдаточных испытаний» — Приказом Минэнерго От 09.04.2003 № 150 и т.д.

Глава 2.2 ПУЭ «Токопроводы напряжением до 35 кВ. Область применения, определения» вводит основные определения для токопроводов и шинопроводов.

Раздел 2.2.2 этой главы определяет, что:

«Токопроводом называется устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из неизолированных или изолированных проводников и относящихся к ним изоляторов, защитных оболочек, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций».

Раздел 2.2.3. ПУЭ определяет, что:

«В зависимости от вида проводников токопроводы подразделяются на гибкие (при использовании проводов) и жесткие (при использовании жестких шин).

Основные типы токопроводов рассматриваются в разделе „Токопроводы“.

Жесткий токопровод до 1 кВ заводского изготовления, поставляемый комплектными секциями, называется шинопроводом.

Упрощенно шинопровод — это жесткие проводники — шины, как правило, прямоугольной формы, используемые для передачи электроэнергии.

Так что шинопровод — это тоже токопровод.

Во избежание путаницы, следуя ПУЭ, токопроводами будем называть устройства распределения электроэнергии для работы с напряжениями свыше 1 кВ.

Наиболее распространены токопроводы для работы с напряжениями до 35 кВ. Основные требования к ним приведены в ПУЭ.

ПУЭ, в зависимости от назначения, подразделяют шинопроводы на (рисунок Ш-1):

магистральные, предназначенные в основном для присоединения к ним распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприемников. См. раздел «Магистральные шинопроводы»;

распределительные, предназначенные в основном для присоединения к ним электроприемников. См. раздел «Распределительные шинопроводы»;

осветительные, предназначенные для питания светильников и электроприемников небольшой мощности«. См. раздел «Осветительные шинопроводы»;

троллейные, предназначенные для питания передвижных электроприемников. См. раздел «Троллейные шинопроводы»

Требования к магистральным и распределительным шинопроводам заданы ГОСТ (2003). «Шинопроводы магистральные и распределительные переменного тока на напряжение до 1000 В. Общие технические условия, Mains and distribution busways up to 1000 V a. c. General specifications».

Читайте так же:
Автономное газовое отопление частного дома: варианты устройства и обзор лучших решений

Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС №№ 11-12-94). В разделах цитируется по изданию 2003 г.

Стандарт распространяется на шинопроводы климатических исполнений У, ХЛ и Т, категорий размещения 2 и 3 и климатических исполнений УХЛ, О, категории размещения 4 по ГОСТ 15150, предназначенные для электрических сетей переменного трехфазного тока частоты 50 и 60 Гц на напряжение до 1000 В для систем с глухозаземленной нейтралью.

Требования к троллейным шинопроводам заданы ГОСТ «Шинопроводы троллейные напряжением до 1000 В. Общие технические условия, Trolley bus bars of voltage to 1000 V. General specifications». Стандарт распространяется на троллейные шинопроводы, предназначенные для выполнения троллейных линий напряжением до 1000 В, питающих электрооборудование мостовых кранов, талей, передаточных тележек, подвижного состава однорельсовых дорог (в том числе с адресованием грузов), а также электрические ручные машины.

Дата последнего изменения — 18.10.2016.

Требования к осветительным шинопроводам заданы ГОСТ «Шинопроводы осветительные напряжением до 660 В переменного тока». В 1984 году Государственным комитетом СССР срок действия стандарта установлен 01.07.1985 до 01.07.1990.

В 1994 году ограничение срока действия снято по протоколу N Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 4, 1994 год), т.е. стандарт является действующим.

Конечно, за это время произошли серьёзные изменения в технологиях комплектных электротехнических устройств. В частности, разработан европейский стандарт IEC 61439 на комплектные электротехнические устройства. Стандарт объемный и сложный, состоит из шести частей. В РФ его решено принять в полном объёме. Сейчас на русском доступна первая часть стандарта IEC 61439.

Шестая часть, IEC 61439 −6 «Аппаратура коммутационная и механизмы управления низковольтные комплектные. Часть 6. Системы сборных шин (шинопроводов)», на языке оригинала — «Low-voltage switchgear and controlgear assemblies — Part 6: Busbar trunking systems (busways)», официально на русском ещё недоступна.

Тем не менее, компаниям, занятым производством, поставками, монтажом шинопроводов целесообразно ориентироваться на действующие главы ПУЭ редакции 7, ГОСТ (2003), ГОСТ ГОСТ 24752‑81 и IEC 61439 в составе всех шести частей, а в случае расхождения между этими нормативными документами следовать наиболее строгим требованиям, заданным в одном из них.

Следует иметь в виду, что производители шинопроводов используют иногда термин «шинопровод» для описания всей конструкции, включая элементы крепежа. Внутри термина «шинопровод» они иногда используют термин «токопровод» для обозначения части шинопровода, предназначенной именно для передачи электричества. Например, осветительный шинопровод на ток до 16 А с однофазным токопроводом.

На рисунке Ш-1 в качестве примеров магистральных, распределительных и осветительных шинопроводов (поз. 1 ‑ 6) показаны шинопроводы компании Siemens, в качестве троллейного шинопровода (поз. 7) ‑ шинопровод компании Vahle.


Рисунок Ш-1. Примеры шинопроводов. 1 — Осветительный шинопровод для токов до 40 А, 2 ‑ распределительный шинопровод для токов 160 А, 3 — распределительный шинопровод для токов до 1250 А, 4 — магистральный шинопровод для токов до 5000 А, 5 — магистральный шинопровод для токов до 6300 А, 6 — распределительный шинопровод с возможностью передачи данных, совместим с протоколами EIB, AS-Interface. PROFIBUS, 7 — троллейный шинопровод.

Степень защиты от проникновения

Для описания защищенности шин токопроводов и шинопроводов от прикосновения к ним твёрдыми предметами и проникновения к ним пыли и воды используется классификация Ingress Protection Rating (степень защиты от проникновения), определяющая степени защиты оболочки, обеспечиваемые ею для электрооборудования и других устройств. Эта классификация задана в международном стандарте IEC 60529 и в тождественном ему российском ГОСТ 14254 — «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками, код IP».

Защита от доступа к опасным токоведущим (или механическим) частям, обеспечиваемая оболочкой, проверяется стандартными методами испытаний, и обозначается IPХХ, где на позициях Х находятся цифры.

Первая цифра — защита от проникновения посторонних предметов.

Если стоит Х, то параметр не определён.

Если стоит цифра, то уровень защищённости определяется по таблице 1.

Таблица 1. Уровень защиты от проникновения посторонних предметов, обеспечиваемый оболочкой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию