Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Котлы отопления на жидком топливе: устройство, виды, обзор популярных моделей

Особенности эксплуатации и виды жидкотопливных котлов

По соотношению практичности и стоимости жидкотопливные котлы – это что-то среднее между твердотопливными и газовыми. Они все еще требуют наличия места для хранения топлива и резервуаров под него, все еще не абсолютно автономные в виду необходимости регулярного обслуживания. В то же время жидкотопливные котлы не требуют оформления большого количества документов, в среднем имеют более высокий КПД, чем газовые аналоги.

Однако выбирают котлы, работающие на жидком топливе, преимущественно из-за наличия стабильного источника для закупки этого топлива по более низкой цене. В статье мы рассмотрим варианты жидкого топлива, каков их расход, насколько они выгодны в экономическом плане и где их достать, а также приведем пример наиболее удачных моделей котлов.

Читайте в статье

Виды жидкого топлива для котлов

В бытовых условиях в более, чем 80% случаев, в качестве жидкого топлива используется дизтопливо (солярка). Соответственно, сжигают его универсальные газово-дизельные котлы или специализированные дизельные котлоагрегаты. Помимо оптовой закупки, найти солярку по более низкой цене можно у с/х предприятий, трактористов, водителей грузовиков или автобусов.

Практически во всех инструкциях к котлоагрегатам производитель указывает требования к топливу, на 2020 год стандартом является топливо с вязкостью до 6 мм 2 /с при 20°C. В Европе это распространенное топливо для отопления частных домов под маркировкой EL DIN 51603, в России ближайшим его аналогом является стандарт Евро-4.

Инструкция De Dietrich NeOvo EcoNox

Из инструкции жидкотопливного De Dietrich NeOvo EcoNox.

Определить приблизительный расход котлом дизельного топлива проще всего, поскольку известно, что 1 литр горючего стандарта Евро-4 при сжигании в современном котле с КПД 90-95% выдает 1 кВт тепловой энергии (+-5%). В итоге потребление котлом дизельного топлива = Номинальная мощность котла (кВт) / 10 – это часовой расход при работе на максимальной мощности, на практике котел активен в среднем 1/3 часть суток.

Например, при мощности 24 кВт максимальное потребление – 24/10 = 2,4 л/ч. На практике это будет около 0,8 л/ч – это наиболее точный обобщенный метод подсчета. Рассчитать реальный показатель без индивидуальных исходных данных таких, как степень утепленности дома, требования к температурному режиму, погодные условия, качество топлива и т.д. невозможно. Однако отличаться от теоретического он будет незначительно.

Менее распространенными альтернативами дизельному топливу являются:

  1. Отработанное масло. Гораздо более дешевое, но практически столь же теплотворное горючее. Его можно приобретать за совершенно символическую цену у СТО и автомастерских, с/х предприятий, любого вида автопарков, заводов, ЖД депо. Однако исходная стоимость бытовых котлов, сжигающих отработку крайне высока (обычно от 100 и даже 150 тыс. руб.), а в виду низкой экологичности сырья, котлы нуждаются в регулярном обслуживании.
  2. Мазут. Более дорогой аналог отработки, в качестве горючего для отопления чаще всего используется мазут марки М100 и М40. Сжигается в отопительных котлах, работающих на отработанном масле, в бытовых масштабах экономически не оправдан.
  3. Светлое печное топливо. Аналог дизтоплива, но поскольку печное топливо не используется в автомобилях, такие требования, как температура помутнения, цетановое число и т.д. при его производстве не соблюдаются. В виду этого цена на него в среднем на 5% ниже – 43-46 тыс. руб./т., когда солярки – 45-49 тыс. руб./т.
  4. Керосин. Котлы, способные его сжигать, встречаются крайне редко, обычно это модели, работающие на отработке и мазуте. Имеет лишь на 5-8% большую теплотворность, но стоит в среднем 75-95 тыс. руб./т.
  5. Рапсовое масло. Альтернатива дизельному топливу, кратно дешевле по себестоимости. Однако дизельных котлов, работающих на рапсовом масле крайне мало, да и добыть сырье крайне трудно, если только вы не владеете рапсовым полем.

Подбор емкостей для хранения топлива

Жидкотопливный котел в котельной частного дома

Организация пространства котельной с пластиковой емкостью для хранения топлива внутри помещения.

Для хранения жидкого топлива, даже при котле самой малой мощности, необходимы специальные емкости. Они могут быть из стали, нержавейки или алюминия, но сегодня чаще всего используются пластиковые – прочные, легкие и устойчивые к перепадам температур в среднем от -50°C до +50°C. Согласно СНиП в котельном помещении допустимо размещение емкости объемом до 0,8 м 3 (800 л), на расстоянии более 1 м от горелки. При большем объеме резервуар нужно выносить за глухую стену или на улицу.

При наружном хранении стоит учитывать необходимость в дополнительном насосе, характеристики штатного насоса обычно указаны в инструкции, на них стоит ориентироваться. Также внешнюю часть трубопровода нужно утеплить в соответствии с видом используемого топлива. Например, вязкость дизтоплива существенно изменяется при +5°C и ниже, а мазут застывает в среднем при +10°C.

Хранить топливо желательно не больше года, а запасаться выгоднее всего на весь отопительный сезон, поэтому для первого раза нужно посчитать примерный расход за весь сезон. Далее количество расходуемого топлива будет известно благодаря практике прошедшего отопительного сезона.

Устройство и принцип работы

Принцип работы дизельного котла

Жидкотопливные котлы – это как одноконтурные, так и двухконтурные, но исключительно энергозависимые модели, для работы которых необходимо подключение к электросети. По сути, жидкотопливные модели отличаются от газовых лишь горелкой, которая приспособлена к характеристикам конкретного вида топлива и оборудована турбонаддувом, необходимым для распыления топлива по камере сгорания. Любой из видов жидкого горючего требует предварительного подогрева, который также осуществляется в горелке, все это делает ее такой массивной и крупногабаритной.

В остальном принцип работы стандартный:

  1. Топливо из резервуара подается в камеру подогрева горелки, затем с помощью форсунки распыляется и поджигается в камере сгорания.
  2. Над камерой сгорания находится теплообменник, который разогревается и передает тепловую энергию находящемуся внутри теплоносителю (часто теплообменником являются и все стенки камеры сгорания).
  3. Теплоноситель (обычно это вода) циркулирует по системе отдавая тепло радиаторам отопления.

Существуют и модели с иным устройством и принципом работы, их мы уже описывали при более детальном разборе дизельных котлов и котлоагрегатов, сжигающих отработанное масло:

Viessmann Vitorond 200Все подробности, которые необходимо знать о дизельных котлах для отопления частного дома

Котельная с использованием котла на отработкеВсе подробности, которые необходимо знать о котлах на отработанном масле для частного дома

Отзывы о бытовых котлах на жидком топливе: преимущества и недостатки

Преимущества Недостатки
Надежность – жидкотопливные котлы, особенно если это европейская дорогостоящая модель, отличаются долговечностью и беспроблемностьюИспользование далеко не всегда оправдано в экономическом плане. У дизельных моделей высокая стоимость топлива, а у модели на отработанном масле сами по себе стоят крайне дорого. Для получения выгоды нужно соблюсти немало условностей.
Эксплуатационные расходы – практически любой вид топлива можно добыть по достаточно низкой цене, особенно отработанное маслоЭнергозависимость – в виду наддувных горелок все жидкотопливные модели требуют подключения к электросети
Автономность – после запуска и настройки котлы практически не требуют вмешательства человека на протяжении всего сезонаДовольно шумная работа горелок и котлов в целом, однако владельцы отмечают, что шум не слышно даже за тонкими стенами котельного помещения
Наличие как одноконтурных, так и двухконтурных моделейНеобходимость в хорошей вентиляции, согласно отзывам владельцев – принудительной, естественная не избавляет помещение от постоянного запаха горючего
Практически все модели оснащены стандартным перечнем систем защиты
На подключение и монтаж не требуется разрешение
Читайте так же:
Почему газовый счетчик много мотает: разбор причин и рекомендации по их устранению

Минимально необходимая мощность

Точный расчет теплопроизводительности котла осуществляется теплотехником на основании СНиП 2.04.01-85. Однако в бытовых условиях, для среднестатистического неутепленного или слабоутепленного дома с кладкой в 2 кирпича и высотой потолков 2,7 м минимально необходимая мощность рассчитывается из правила 1 кВт на 10 м 2 , также мы рекомендуем закладывать 20% запаса.

Например, для вышеописанного дома площадью 150 м 2 минимально необходимая мощность жидкотопливного котла будет (150/10)*1,2 = 18 кВт.

Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены

Kiturami Turbo 13R

Kiturami Turbo 13R

Самый распространенный и один из лучших жидкотопливных котлов для отопления частного дома в бюджетной ценовой категории. Это дизельная двухконтурная модель, первичный теплообменник – стальной, вторичный (для ГВС) – медный. Расход топлива у модели мощностью 13 кВт – 1,97 кг/час (2,25 л/час), довольно средний, но достаточный показатель. В целом модель характеризуется минимально необходимым набором узлов и минимально необходимой эффективностью работы, за счет чего удается удерживать одну из наиболее низких цен на рынке.

В то же время котел известен своей надежностью и беспроблемностью. Отдельно стоит отметить функционал, за эту цену в базовой комплектации имеется комнатный термостат – крайне полезное устройство, которое влияет не только на комфорт, но и на экономию. Имеются все минимально необходимые защитные системы и автодиагностика. Выпускается в версиях мощностью 13, 17, 21 и 30 кВт.

Ferroli ATLAS 32

Ferroli ATLAS 32

Универсальный итальянский котел со сменяемой горелкой (дизель-газ). Известен высокой надежностью, чугунным теплообменником и КПД 94,3%. Пользователи любят отмечать крайне тихую как для жидкотопливного котла работу. Имеется защита от перегревания и замерзания, возможно подключение внешнего термостата , но в комплекте с котлом его нет.

Единственный недостаток заключается в отсутствии моделей малой мощности. Выпускается в версиях теплопроизводительностью 32, 47, 62, 78 и 95 кВт. Обратите внимание, что продается он, как правило, без горелки, которую нужно покупать отдельно. Дизтопливо – горелка SUN G, газ – горелка SUN M.

ACV N3

ACV N3

Еще одна универсальная модель газ-дизель бельгийского производства. Дизельную горелку здесь также необходимо покупать отдельно, на эту модель можно установить горелки BMR 31, BMV 1FV, BMV 2FV. В отличие от предыдущего Ferroli здесь теплообменник из печной стали, однако на опыте других моделей к даже стальным теплообменникам от ACV никогда не возникало вопросов, как и ко всем котлам в целом. Производитель известен практичностью и абсолютно беспроблемностью котлоагрегатов. Однако и цена соответствующая, на наш взгляд завышенная, если бюджет строго ограничен, эта модель – не лучший выбор.

Имеются защиты от перегрева, отсутствия тяги, низкотемпературной коррозии, есть разъем под внешнее управление, но самого термостата в базовой комплектации нет. Присутствует теплоизоляция корпуса, владельцы отмечают низкий уровень шума горелок.

NORTEC B70 (WB 40)

NORTEC B70 (WB 40)

Отечественная модель, сжигающая отработанное масло. Несмотря на небольшую стоимость как для котлов такого типа, сумма все еще является существенной и окупится лишь при использовании в большом частном доме (от 300-400 м 2 ) с постоянным проживанием, покупка такого оборудования для дачи с временным проживания нерациональна. Помимо отработки способен сжигать мазут, печное топливо и даже сырую нефть. Модель мощностью 40 кВт потребляет до 4 л/час горючего.

С завода котел уже оснащен всеми необходимыми комплектующими топливного узла – насосом для перекачки, одноразовым топливным фильтром и топливозаборником. В оборудовании такого типа используются крайне износостойкие и прочные материалы, не вызывающие вопросы к надежности. В данной модели автоматика оснащена минимально необходимым функционалом: базовым набором систем защиты и возможностью устанавливать температуру в системе. В виду такой простоты с ней также не возникает проблем.

Жидкотопливные котлы отопления, что нужно знать перед покупкой

Было бы странным, если статью про жидкотопливные котлы я начал с их критики. Она, конечно, будет, но чуть ниже. При выборе типа котла отопления для дома, важно сопоставить плюсы и минусы рассматриваемого типа котла, учесть региональное расположение дома, доступность топлива, дополнительные задачи, которые должен выполнить котел и много других нюансов. Именно этим займемся в этой статье, и подробно разберем все нюансы, касающиеся жидкотопливных котлов отопления.

Определение понятия

В определении этого типа котлов отопления нет никаких умственных изысков. Жидкотопливные котлы это котлы, работающие на жидком топливе типа дизельное топливо оно же, солярка.

Основное назначение котла на жидком топливе, обогрев дома, посредством нагрева теплоносителя контура отопления. В зависимости от марки котла он может выполнять дополнительную функцию, а именно нагревать воду в водопроводной системе, создавая контур ГВС. В общем, никаких сверхзадач, обычные задачи всех котлов отопления.

zhidkotoplivnyj kotel otoplenija 5

Жидкотопливные котлы и топливо

Так сложилось, что говоря о бытовых жидкотопливных котлах, априори подразумевается, что эти котлы работают на дизельном топливе (солярке). На самом деле, горелки этих котлов могут работать и на других видах жидкого топлива (о чём должно быть указано в документации):

  • Керосине;
  • Легкой нефти;
  • Различных маслах;
  • Мазуте.

Главное требование к топливу, это отсутствие влаги и отсутствие абразивных примесей. Также стоит отметить, что каждый вид топлива влияет на производительность котла и периодичность его обслуживания.

Еще важно понимать, что топливо, на котором работает котел, должно быть указано в документации к котлу и пока не существует всеядных жидкотопливных котлов.

Сколько нужно топлива котлу

Сколько расходует котел топлива указано в документах (описаниях) к котлу или горелке котла. Чтобы понять порядок цифр я составил сводную таблицу, мощность котла и расход топлива в сутки.

Котлы два контура, на дизтопливе и керосине (фирма Китурами).

  • 15 кВт / 5-7 литр/сутки
  • 19 кВт / 8 л
  • 25 кВт / 7-10 л
  • 35 кВт / 10-15 л
  • 57 кВт / 23 л
  • 82 кВт / 33 л
  • 115 кВт / 46 л

Выводы по расходу (расчет №1)

По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.

  • Берём отопительный сезон 6 месяцев, или 180 суток.
  • Для дома 300 метров требуется котел 30 кВт (1 кВт на 10 метров).
  • Выбираем котел по списку выше на 34,9 кВт, который расходует в среднем 12 литров дизельного топлива в сутки. (10,0-14,5 л).
  • Максимальный расход топлива за 180 дня будет 180×14,5=2610 литров.
  • Мы понимаем, что топить на максимуме весь сезон никто не будет. Считаем, что 90 дней отопительного сезона котел работает на 100%, а 90 дней на 50%.
  • Получаем: 90×14,5+90×14,5/2=1305+652,5=1957,5 литров.
  • Дизельное топливо 1957,5 литров стоит (розница по 38 рублей) 74385 рублей (1240 руб. в месяц).

В статье «Упрощенный расчет системы отопления» я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.

Преимущества жидкотопливных котлов

  • Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
  • Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов;
  • Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;
  • Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
  • Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
  • Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
  • Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).
Читайте так же:
Что делать, если вентиляция в квартире и доме не работает? Обзор возможных причин и способов их устранения

Недостатки котлов на жидком топливе

При выборе котла более важны недостатки котлов на жидком топливе.

  • Прежде всего это затраты на обустройство топочной комнаты, строительство дымохода и установку топливного бака ёмкостью 500-3000 литров. В доме такой бак не поставишь (хотя это делают), а значит нужно место на участке. Установка большого бака тоже дело затратное и требует соблюдение технологий.
  • Топочная комната, нужна, чтобы скрыть шумную работу котлов этого типа. Кроме этого, сжигание дизтоплива сопровождается нефтяными запахами.
  • Большие вопросы в оборудовании бака могут быть у природоохранительных органов. Всё это дополнительные затраты.
  • Современные жидкотопливные котлы стоят дорого, а затраты на топливо превосходят стоимость других видов топлива.
  • Еще один подводный камень, это высокие требования к качеству топлива. Это может быть проблемой регионального (местного) значения.

zhidkotoplivnyj kotel otoplenija 3

Какой запас топлива нужен на сезон

Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.

Упрощенно считается, что:

  • 1 литр дизтоплива позволяет отапливать площадь до 100 метров течение часа.
  • Расход котла считается, как мощность используемой горелки умноженной на 0,1.
  • И как всегда, 1 кВт котла обогреют 10 кв. метров дома.

Сделаем примерный расчет, от слова пример.

  • Пусть у нас дом 300 метров, как в расчете выше. Для отопления хорошо утепленного дома нам понадобиться котел 30 кВт. КПД котла 93%. Горелка такого котла будет сжигать 32,2 кВт×0,1=3,2 литра топлива в час. Это 77,4 литра в сутки.
  • В отопительном сезоне считаем 180 дней (6 месяцев). Максимальный расход топлива в так называемом непрерывном режиме составит: 13932 литра (14 тонн). Ого!
  • Понимаем, что котел не будет работать весь сезон на полную мощность. Для расчета принимается, что котел будет задействован полсезона на 50%. Поэтому, на сезон для дома в 300 метров нам понадобиться:
  • 90×77,4+90×38,7=6966+3483=10449 литров.
  • По цене: 10449 литров×38 рублей=397062 рублей (66177 рублей в месяц). Нереальная сумма.

Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?

Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.

Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.

Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.

Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).

Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.

Как работает жидкотопливный котел

Работа котлов на дизельном топливе схожа с работой газового котла. Ведущую роль выполняет горелка с вентилятором. Она распыляет топливо. В камере сгорания, топливо смешивается с кислородом (воздухом) и загорается. От горения топливной смеси греется теплообменник с теплоносителем.

zhidkotoplivnyj kotel otoplenija 4

В двухконтурном котле, присутствует второй контур, по которому движется вода из водопровода, создавая систему горячего водоснабжения.

Говоря о схожести в работе газового и дизельного котлов, стоит вспомнить, что большинство жидкотопливных котлов, достаточно быстро можно переделать под работу на газу (и наоборот). Сменяется только горелка котла и всё.

Например, котел De DietrichGT123 работающий на жидком топливе или газе. При покупке работает, с наддувной жидкотопливной горелкой, которую можно заменить, на газовую горелку для работы на газу. На схеме аналогичный двухконтурный котел Китурами.

zhidkotoplivnyj kotel otoplenija 10

Жидкотопливная горелка

Для отопительных агрегатов на жидком топливе используются вентиляторные (наддувные) горелки. Они распыляют жидкое топливо, поступающее в горелку под давлением, с необходимым коэффициентом распыления. Воздух в горелку также нагнетается, что правильно называется принудительный наддув.

Поджог топливной смеси производится электродами. Дальнейшую работу котла обеспечивает встроенная автоматика.

zhidkotoplivnyj kotel otoplenija 9

Здесь пора заметить, что в конструкции котлов много электроники и оборудования работающего от электричества (вентиляторы, насосы). Это делает дизельные котлы электрозависимыми и это необходимо учесть при покупке и монтаже. Если в доме частые проблемы с электричеством, то нужно позаботиться о резервном электропитании.

Типы и режимы работы горелок для жидкого топлива

Некоторые производители продают отопительные котлы на жидком топливе без горелок. И вот почему. Выбор горелок для жидкого топлива достаточно большой и много различий по типам и режимам работы.

Типы горелок

Различают следующие типы горелок по топливу:

  • Моно топливные горелки. Они работают только на одном виде жидкого топлива, чаще на солярке. Для перехода на масла, придется менять форсунки горелки.
  • Би топливные горелки. Они работают на нескольких, чаще двух, видах топлива. Встречаются комбинации, дизель-газ, дизель-дрова, дизель-дрова-уголь и т.п.

Типы горелок по режиму работы

На это тоже обращаем внимание:

Горелка одноступенчатая. Довольно примитивная, из-за этого надежная горелка. Регулировка производится простым включением/выключением горелки. Отличаются максимальной отдачей мощности и максимальным расходом топлива.

Горелка многоступенчатая. Настроена такая горелка, на работу по сложным алгоритмам плавного включения/ выключения, через промежуточные значения мощностей. Стоят такие горелки дорого, но отлично экономят солярку. Обычно такие горелки стоят на мощных котлах от 40 кВт.

Теплообменник котла на дизельном топливе

Теплообменник данных типов котлов, не отличаются оригинальностью. Делают их из стали или чугуна. Стальные легче и дешевле, но служат меньше. Чугун, отлично держит тепло и долго служит, но хрупок и дорог. Всё как везде. Читать о теплообменниках.

Ёмкость для хранения топлива

Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.

Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.

zhidkotoplivnyj kotel otoplenija 2

Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.

zhidkotoplivnyj kotel otoplenija 8

Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.

Автоматика (управление)

Топливо по своим характеристикам может самостоятельно поступать котел, его не нужно подбрасывать, как дрова. Поэтому в котлах данного типа максимальное внимание уделяется автоматическому управлению, которое минимизирует присутствие человека в работе котла.

Читайте так же:
Можно ли провести пп-трубопровод для водоснабжения под канализацией на стене?

На примере, попавших мне, котлов Китурами, посмотрим, что входит в автоматику котла. На корпусе видим, датчики уровня топлива, температур, перегрева. Есть, электронный блок дистанционного управления. Индикаторы котла позволяют следить за температурой теплоносителя в теплообменнике, циркуляционным насосом, горелкой, питанием. Хитрые кнопки «Сон», «Душ», тоже элементы универсальной автоматики. Это плюс.

Выводы

Если в вашем районе, проблемы с газификацией, и вы не можете получить дополнительные мощности для электрокотла, а отопление в доме нужно и нужна горячая вода, то жидкотопливные котлы это то, что нужно.

Котлы отопления на жидком топливе: устройство, виды, обзор моделей

Жидкотопливные котлы от известных производителей Buderus, De Dietrich, Vaillant, Protherm, Viessmann, Wolf, ACV, Kiturami занимают достойную нишу на рынке отопительного оборудования, предлагаемого владельцам загородных объектов недвижимости для обустройства автономных систем отопления. При желании котел на жидком топливе легко модернизируется в модель, работающую на газе. Для этого приходится лишь сменить горелку. Для удобства замены посадочные размеры всех типов горелок стандартизованы. Эта конструктивная особенность оборудования особенно ценится теми, кто планирует перейти в обозримом будущем на газовое отопление дома. Ведь это самый выгодный в экономическом плане вариант обогрева жилья. Производители выпускают изделия, работающие только на жидком топливе, а также более дорогие универсальные модели, способные работать на двух видах топлива (газе и дизтопливе). Большинство жидкотопливных котлов предназначено для напольного размещения.

Содержание:

Жидкотопливные котлы изготавливаются из чугуна, пластичного чугуна или стали. Чугунные агрегаты способны прослужить до полувека, стальные – не более 10 лет.

Котлы отопления на жидком топливе: устройство, виды, обзор моделей

Простейшая схема устройства жидкотопливного котла российской сборки. Отличается от зарубежных аналогов простотой конструкции. Котел состоит из нескольких конструктивных элементов: 1 — система управления работой; 2 — камера сгорания; 3 — горелка на жидком топливе (универсальная или дизельная); 4 — теплообменник; 5 — фильтр, необходимый для очистки топлива; 6 — дымоход.

Особенности устройства жидкотопливных горелок

Автономные системы отопления, устанавливаемые в жилых домах и промышленных объектах, могут работать от котлов, адаптированных под жидкое топливо. Данное оборудование позволяет обогревать дом при минимальном участии человека, самостоятельно засасывая порцию дизельного топлива из емкости. Такие котлы обладают высоким КПД, так как при сгорании солярки выделяется больше тепла, чем при сгорании природного газа и твердого топлива.

Помимо солярки (дизтоплива) в качестве энергоносителя могут выступать: керосин, мазут, печное топливо, биотопливо и отработанное масло. Самым важным элементов данного вида отопительного оборудования является жидкотопливная (ж/т) горелка, называемая иначе форсунка. Ее основная функция заключается в пропорциональном смешивании воздуха с горючим и подводе полученной смеси в камеру сгорания котла.

Ж/т горелки классифицируются по режиму работы на одноступенчатые, двухступенчатые и модулируемые модели. Первые тип функционирует с постоянной мощностью, которую можно изменить лишь после прерывания работы котла. Второй тип имеет два режима работы, посредством которых оборудование способно постепенно выходить на полную мощность. Помимо этого еще различают вентиляторные (дутьевые) горелки с принудительным нагнетанием воздуха и диффузионные горелки, способные получать необходимый объем воздуха из окружающей атмосферы для поддержания реакции горения.

Котлы отопления на жидком топливе: устройство, виды, обзор моделей

Главные детали жидкотопливной горелки промышленного изготовления, соединенной с баком для хранения небольшого запаса дизельного топлива

Основными конструктивными элементами ж/т горелок является:

  • электродвигатель привода вентилятора подачи воздуха;
  • топливный насос с электродвигателем привода, необходимый для подачи горючего через топливопривод из емкости под давлением;
  • система подогрева жидкого топлива, которое может загустевать при понижении температуры окружающего воздуха;
  • сервоприводы регулировки воздушной заслонки и регулятора топлива, необходимые для прямого и точного соединения исполнительных органов;
  • регулировочный термостат, с помощью которого задаются температурные параметры горения, и производится пуск горелки;
  • поплавок с микровыключателем, регулирующий уровень топлива в емкости;
  • форсунка, засасывающая и распыляющая топливо, а также обеспечивающая условия для его воспламенения;
  • блок управления горелкой в процессе работы;
  • регулятор вторичного воздуха, необходимого для поддержания сформированного факела горения.

Помимо перечисленных элементов в устройстве жидкотопливной горелки всегда предусмотрено наличие гибких шлангов для подачи топлива. Манометр показывает давление в топливной линии. Датчик пламени контролирует наличие факела. Вакуумметр следит за показателями содержания сажи и оксида азота в продуктах горения.

Важно заметить, что топливо подается из рядом стоящего с котлом бака, объем которого в основном помещении дома не может превышать 50 литров. Емкость большего объема (до 1000 литров) может располагаться лишь в отдельном помещении котельной, оборудованном в соответствии с правилами пожарной безопасности.

Котлы отопления на жидком топливе: устройство, виды, обзор моделей

На схеме показан принцип работы жидкотопливной горелки, который основан на смешивании воздуха с топливом и полным сжиганием получившейся смеси

Класс жидкотопливной горелки определяется по таким рабочим характеристикам как: давление топливного насоса; габариты топочного пространства; размеры трубы, расположенной в топочном пространстве; пропускная способность сопла.

Преимущества использования котлов с жидкотопливной горелкой:

  • Минимальный уровень выброса в атмосферу вредных веществ.
  • Отсутствие сильной вибрации и рабочих шумов.
  • Разнообразие выбора вида жидкого топлива.
  • Возможность быстрого проведения монтажа оборудования и его настройки.
  • Все функциональные детали легкодоступны для технического обслуживания.
  • Высокий показатель КПД, достигающий 90-95 %.
  • Стабильность процесса сжигания топлива за счет эффективного регулирования подачей воздуха.

Еще момент — жидкотопливные горелки конструктивно совместимы со многими моделями теплогенераторов и водонагревателей. При подведении к дому магистрального газа жидкотопливный котел легко переделывается в газовый агрегат. Для этого просто ж/т горелка заменяется газовой горелкой.

Обзор конкретных популярных моделей

Delta Pro 25/45/55 от бельгийской компании ACV

Котлы ACV Delta Pro выпускаются с целью бытового применения. Данная серия предназначена не столько для отопления небольших частных домов, сколько для их снабжения горячей водой в больших объемах. Производятся котлы по запатентованной технологии «бак в баке», подразумевающей подключение наружного стального бака к отопительному контуру и размещению в нем гофрированного бака, выполненного из нержавеющей стали с применением метода аргонно-дуговой сварки. Во внутреннем гофрированном баке и происходит подогрев воды санитарного назначения. Стенки внутреннего бака, не контактирующего с пламенем горелки, но сжимающиеся и расширяющиеся при перепаде температур, способны самоочищаться от накипи. Нагрев достаточного объема санитарной воды обеспечивается за счет большой площади гофрированной поверхности внутреннего бака.

Всего за 10 минут котлы ACV Delta Pro 25/45/55 при δТ = 30 °C нагревают 268/316/362 литров воды. Величина рабочего давления воды достигает 7 бар. Теплоноситель нагревается четырьмя или восемью дымогарными трубами с турбулизаторами. Число труб зависит от модели. К данным котлам может быть присоединена как газовая горелка, так и жидкотопливная. Вместе с изделием поставляются основные устройства (предохранительные, контрольные и регулировочные), вынесенные на панель управления. В комплектацию модифицированных котлов Delta Pro Pack дополнительно включается насосная группа, а также расширительные баки контуров и четырехходовый смесительный клапан.

Котлы отопления на жидком топливе: устройство, виды, обзор моделей

Модели Delta Pro 25 и Delta Pro 45 могут быть оснащены закрытой камерой сгорания, из которой продукты горения удаляются по коаксиальному дымоходу. По нему же поступает воздух, необходимый для поддержания процесса горения в камере.

Цена ACV Delta Pro 25/45/55 составляет, соответственно, 99 000/115 000/133000 рублей.

Бизон 30NL/40NL/ 50NL от словацкой компании Protherm

Словацкий производитель использует в названии выпускаемых котлов названия животных. Под именем Protherm Бизон NL реализуется шесть моделей жидкотопливных агрегатов, отличающихся мощностью, которая зависит от количества чугунных секций в двухходовом теплообменнике, стягивающихся между собой резьбовыми стержнями. Данное оборудование способно работать с навесной жидкотопливной или газовой горелкой. Подходящая горелка приобретается отдельно от котла. В передней дверце агрегата имеется смотровое отверстие, позволяющее осуществлять визуальный контроль работы оборудования. Прибор снабжен минимальным набором контрольно-измерительных приборов и датчиков, что отражается на его стоимости.

Читайте так же:
Рейтинг биотуалетов для дачи и частного дома: популярные модели + рекомендации покупателям

Базовая комплектация включает в себя главный выключатель, термостат колесного типа, термометр. Опционально предлагается комнатный регулятор, который при подключении к котлу, существенно расширяет его возможности. Для обеспечения горячего водоснабжения требуется приобретение отдельного накопительного бойлера косвенного нагрева, размещаемого на полу или на стене. Объем бойлера равен 500 литрам. Котел реализуется в собранном виде.

Котлы отопления на жидком топливе: устройство, виды, обзор моделей

Универсальный котел отопления Protherm Бизон 30NL, к которому отдельно приобретается горелка, работающая на газе или жидком топливе

Цена Protherm Бизон 30NL/40NL/ 50NL составляет, соответственно, 49 600/57 300/73 100 рублей.

GT 123 от французской компании De Dietrich

Четыре модели входит в серию напольных наддувных чугунных котлов, выпускающихся компанией De Dietrich. Мощность моделей варьируется в диапазоне 21-39 кВт. Оборудование способно работать на газе и на жидком топливе. Требуется приобретение соответствующей горелки. Покупатель может на выбор приобрести одну из трех систем регулирования работой котла:

  • стандарт (ручное регулирование);
  • Easymatic (дистанционное регулирование);
  • Diematic 3 (автоматическое регулирование большого количества нагревательных установок, среди которых может быть и подогрев бассейна).

Стоимость котлов De Dietrich GT составляет от 46 600 рублей до 66 400 рублей.

Котлы отопления на жидком топливе: устройство, виды, обзор моделей

Установленный в отдельном помещении загородного коттеджа жидкотопливный котел марки De Dietrich GT, оснащенный блоком автоматики

Logano G125 SE от немецкой компании Buderus

Напольные жидкотопливные чугунные котлы отопления данной компании могут работать на двух видах топлива (газе и дизтопливе). Для этого устанавливается специальная горелка, которая при отсутствии газа начинает работать на дизельном топливе. Оборудование обладает презентабельным внешним видом. Помимо этого работа агрегата может проходить в двух режимах — безопасном и энергоэффективном. Чугунные котлы поставляются в разобранном виде и собираются специалистами на месте установки.

Котлы отопления на жидком топливе: устройство, виды, обзор моделей

Экономия топлива достигается за счет использования системы управления Buderus Logamatic, отслеживающей температуру наружного воздуха.

Стоимость этих немецких котлов стартует со 142 400 рублей.

Южнокорейские стальные котлы Kiturami STSO

Помимо перечисленных моделей на рынке востребована продукция южнокорейского производителя, выпускающего жидкотопливные котлы под брендом Kiturami STSO. Это оборудование изготавливается из нержавеющей стали по особым технологиям, позволяющим получать компактные и легкие устройства.

Стоимость котлов Китурами находится в диапазоне 28 622 – 47 081 рублей.

Стоит ли приобретать жидкотопливный агрегат?

Котлы, функционирующие на мазуте или ином виде жидкого топлива, менее распространены по сравнению с другими типами отопительного оборудования. Жидкотопливные котлы используют там, где нет альтернативных видов топлива (дров, угля, газа). Также данные агрегаты активно используются на промышленных предприятиях и автомастерских, имеющих в большом количестве запасы мазута и отработанного масла. Чтобы не тратить деньги на утилизацию отработки, ее сжигают, получая необходимое тепло для обогрева производственных площадей.

  • Автор: Марина
  • Распечатать

(0 голосов, среднее: 0 из 5)


В жидкотопливных котлах, используется принцип сжигания мелкодисперсной пыли. Солярка, сгорает в камере сгорания, после распыления посредством форсунки….


Решить задачу теплоснабжения в загородном доме можно с помощью дизельного, электрического или твердотопливного котлов. Обслуживание последнего…


При обустройстве отопительной системы в частном доме всегда возникает масса вопросов и затруднений, и многие из них связаны с выбором источника тепла….

Дизельные котлы отопления, их устройство и разновидности

Далеко не каждый человек согласится установить у себя дома электрическое отопление. Многих откровенно пугает электрический обогрев. А в некоторых домах и поселках это становится невозможным за счет отвратительного качества электросети или постоянных отключений электроэнергии. Интересной заменой электрокотлу станет дизельный котел, работающий на солярке. В этом обзоре мы рассмотрим конструкционные особенности жидкотопливного оборудования и познакомим вас с самыми популярными моделями.

Устройство и принцип работы

Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.

Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.

Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:

Устройство котла

Дизельный котел — довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации — иначе дорогостоящего ремонта не избежать.

  • Топливный насос подает горючее в горелку;
  • Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
  • Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
  • В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.

Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.

Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:

  • Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
  • Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
  • Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
  • Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.

Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.

Принцип работы

Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.

Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.

Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.

Читайте так же:
Газовая колонка зажигается и тухнет: почему колонка гаснет и как это исправить

Разновидности дизельных котлов

Дизельные котлы для отопления частного дома и зданий иного назначения представлены на рынке отопительного оборудования множеством разновидностей – это агрегаты с креплением на стену или для монтажа на пол, модели с одним или двумя контурами, со встроенными или подключаемыми горелками. Давайте рассмотрим их более подробно.

Напольный котел

По типу крепления

По данному признаку жидкотопливное оборудование подразделяется на модели с редким настенным или более распространенным напольным видом крепежа. Настенный дизельный котел – это компактный отопительный агрегат, не занимающий много места в котельной. Он может оснащаться одним или двумя теплообменниками, а потребители хвалят данное оборудование за небольшие размеры и приемлемый дизайн. Правда, данные приборы отличаются ограниченной мощностью.

Напольный дизельный котел – это самое распространенное жидкостное отопительное оборудование. Напольники представлены моделями самой разной мощности, вплоть до 100 кВт и даже больше – на основе самых мощных агрегатов сооружаются производительные дизельные котельные, способные питать сразу несколько домовладений или вырабатывать тепло для зданий промышленного, хозяйственного или административного назначения.

Чугунный котел

Стальные и чугунные

Отопительный котел на дизельном топливе может быть изготовлен на основе стального (нержавеющая сталь) или чугунного (надежного и выносливого) теплообменника. Стальные теплообменники характеризуются небольшим весом и дешевизной. Поэтому и оборудование на их основе является самым простым и доступным. Но им присущ один недостаток – они отличаются непродолжительным сроком службы. Поэтому ими комплектуются только самые дешевые отопительные агрегаты.

Чугунными теплообменниками комплектуются более производительные и дорогие дизельные котлы. Они отличаются массивностью и большим весом, зато они с легкостью переносят высокие температурные нагрузки. Использование чугуна характерно не только для дорогих агрегатов, но и для моделей повышенной мощности – здесь без него не обойтись, что связано с высокими нагрузками на основные теплообменники.

Дизельный котел отопления с контуром ГВС

Простые и с контурами ГВС

Одноконтурные котлы, работающие на дизельном топливе, являются самыми дешевыми и конструктивно простыми. Они работают исключительно на отопление и характеризуются стойкостью к поломкам. Вопрос подготовки горячей воды в этом случае придется решать с помощью дополнительного оборудования – это бойлеры косвенного нагрева, а также электрические накопительные или проточные водонагреватели.

Двухконтурные агрегаты полностью решают проблему отопления и подачи горячей воды. Они отличаются более сложным внутренним устройством, зато позволяют избавиться от необходимости приобретать и устанавливать дополнительное оборудование для организации ГВС. Но за это потребители расплачиваются более высокими суммами. Да и отзывы говорят, что двухконтурные модели более хрупкие – и это вполне ожидаемо, ведь они более сложные.

Турбированный дизельный котел

Атмосферные и турбированные

Горелка атмосферного типа сжигает топливо с естественным удалением продуктов сгорания. Они удаляются в дымоход самостоятельно, повинуясь тяге. Поэтому и дымоход здесь должен быть полноценным, выходящим на крышу. Открытая камера сгорания не предусматривает наличия дополнительных элементов для создания тяги, поэтому такие агрегаты отличаются своей простотой, дешевизной и надежностью.

Турбированные дизельные котлы (с закрытой камерой сгорания) созданы для работы с коаксиальными дымоходами. Они отличаются наличием вентилятора, принудительно удаляющего продукты сгорания и регулирующего тягу в камере сгорания. Благодаря этому происходит более производительное сжигание топлива и отпадает надобность в сооружении полноценного дымохода. Правда, за счет более сложного устройства турбированные дизельные отопительные котлы отличаются высокой стоимостью и сниженной надежностью (именно так думают многие пользователи).

Дизельный котел со сменными горелками

Универсальные и со сменными горелками

Дизельное отопление загородного дома легко превратить в газовое – для этого необходимо приобрести котел со сменными горелками. Такие отопительные агрегаты называются универсальными, они могут работать на произвольных видах топлива, вплоть до пеллет. Также в продаже существуют агрегаты, способные работать на разных видах жидкого топлива без смены горелки и даже перенастраиваться на газ.

Достоинства и недостатки

Мы уже рассмотрели основные разновидности дизельных котлов. Осталось пройтись по их достоинствам и недостаткам – а их здесь немало.

  • Дизельные котлы не создают большой нагрузки на электросеть – это актуально для сельской местности, где часто бывают проблемы с подачей электроэнергии;
  • Приличный КПД – жидкотопливные агрегаты позволяют быстро прогревать помещения большой площади;
  • Автоматическая работа – в отличие от твердотопливных моделей, они умеют автоматически поддерживать нужную температуру и дозировать поступление горючего из баков;
  • Возможность работы на разных видах жидкого топлива. Также предусмотрена возможность перенастройки на газ (в зависимости от той или иной модели);
  • Компактность – дизельные отопительные котлы практически не отличаются по габаритам от своих газовых собратьев.

Котел с баком топлива

Установка дизельного котла потребует довольно много свободного места, но еще больше места нужно будет выделить под бак с топливом.

  • Запах топлива в помещениях – несмотря на герметичность топливной системы, он может проявить себя и доставить неудобства домочадцам;
  • Необходимость в хранении большого количества топлива – для этого придется приобрести топливные баки и организовать топливную магистраль к месту установки оборудования;
  • В отличие от газового оборудования, дизельное нуждается в регулярной чистке. Хорошо хоть делать это нужно не так часто, как в случае с твердотопливными агрегатами;
  • Для работы многих моделей дизельных котлов необходима электроэнергия – она используется для работы топливных насосов, горелок и автоматики;
  • Низкая пожарная безопасность – необходимо постоянно контролировать целостность всей топливной системы и своевременно устранять протечки.

Некоторые минусы достаточно серьезные.

Популярные модели

Если вы собираетесь купить дизельный котел для отопления частого дома, вам пригодится информация о самых популярных моделях. Вместе с техническими характеристиками мы расскажем об ориентировочных ценах.

Kiturami STSO-13R

Перед нами компактный дизельный котел, предназначенный для напольного монтажа. Его тепловая мощность составляет 15,1 кВт, он может использоваться для обогрева зданий и домовладений площадью до 150 кв. м. Данная модель является двухконтурной, поэтому над проблемой подготовки горячей воды можно не задумываться. Расход топлива довольно большой – он составляет до 2,12 кг/час. Производительность контура ГВС – до 9,7 л/мин. Камера сгорания – закрытого типа, теплообменник – из нержавеющей стали, система управления – электронная. Отличный прибор для обогрева загородных домовладений и жилых дачных домиков. Его цена составляет около 30-40 тыс. рублей.

Navien LST 13KG

Navien LST 13KG

Еще один двухконтурный дизельный котел отопления для частного дома от известного бренда. При мощности в 13 кВт он может обогревать помещения площадью до 130 кв. Производительность контура ГВС составляет 7,5 л/мин, КПД – более 90%. При всем этом его стоимость составляет около 33 тыс. рублей – рекомендуем к приобретению. В комплекте поставляется комнатный термостат с функцией программирования режимов работы.

Buderus Logano G125 SE-40

Buderus Logano G125 SE-40

В заключении мы рассмотрим более серьезный и более дорогой агрегат, работающий на солярке. Он обладает мощностью 40 кВт и может отапливать не только домовладения, но и здания любого назначения. Для большей выносливости аппарат наделили мощным чугунным теплообменником. Камера сгорания здесь открытая, второго контура нет. Отдельно заострим внимание на расходе топлива – он составляет 3,7 л/час. Для организации горячего водоснабжения к оборудованию подключатся бойлеры Logalux LT и Logalux ST. Стоимость аппарата составляет около 125 тыс. рублей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию