Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общедомовые счетчики на отопление: порядок и варианты расчета отопления

Расчет платы за отопление при наличии в МКД двух ОПУ тепловой энергии

На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственника помещения в МКД входят:

плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ);

взнос на капитальный ремонт;

плата за коммунальные услуги.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в доме. Об этом сказано в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Если счетчики отсутствуют, расчет производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в установленном Правительством РФ порядке.

Законодательство о теплоснабжении также признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии. В части 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам счетчиков, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.

На основании абз. 2 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг в случае отсутствия в доме ОПУ тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по соответствующим формулам исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги.

В МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии и в котором не во всех жилых или нежилых помещениях установлены ИПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется с учетом показаний ОПУ тепловой энергии (абз. 3. Данный абзац применяется с учетом Постановления КС РФ от 10.07.2018 № 30-П, о котором мы писали в прошлом номере (см. статью Я. Г. Дубовой «Про экономию теплоэнергии»)).

Если при наличии в доме ОПУ тепловой энергии все жилые и нежилые помещения оборудованы соответствующими ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по другим формулам исходя из показаний ИПУ и ОПУ тепловой энергии (абз. 4).

И в абз. 3, и в абз. 4 норма начинается так: «В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии…» (используется единственное число). При этом Правила предоставления коммунальных услуг не содержат каких-либо особых положений, которые разъясняли бы, как определить размер платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии в одном МКД нескольких ОПУ тепловой энергии.

В частности, осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, Правительство РФ в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг дало определения понятий, которые используются в данном нормативном правовом акте, в том числе понятия «коллективный (общедомовый) прибор учета».

Это определение можно уточнить. Под коллективным (общедомовым) прибором учета (ОПУ) понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в МКД, как для собственников жилых и нежилых помещений, так и для мест общего пользования и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) дома.

Верховный суд в Решении от 29.06.2018 № АКПИ18-419 указал, что озвученное понятие включает общепринятое понятие, установленное к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, и соответствует действующему законодательству. Прибор учета является средством измерения используемых энергетических ресурсов, и понятие «коллективный (общедомовый) прибор учета» не устанавливает правовое регулирование оплаты поставляемой тепловой энергии путем суммирования показаний общедомовых приборов учета.

В связи с этим возникает вопрос: что делать, если в доме установлено несколько ОПУ тепловой энергии? Арбитражная практика дает ответы, зависящие от конкретных обстоятельств дела (точнее, от конструктивных особенностей конкретного дома).

Дело № А82-7593/2017

В этом деле речь идет об экспериментальном доме, который согласно проекту состоит из двух частей (десятиэтажной и четырехэтажной). Проектом дома предусмотрены и введены в эксплуатацию два тепловых пункта с автономными закольцованными системами отопления. Потребленная тепловая энергия при нагреве учитывается в каждом тепловом пункте отдельным счетчиком. Два коллективных (общедомовых) прибора учета тепловой энергии учитывают потребление двух независимых систем теплопотребления, которые самостоятельно подключаются (отключаются) к системе (от системы) теплоснабжения, имеют разную тепловую нагрузку, различные температурные режимы и режимы потребления энергоресурса. Единый коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии в доме не установлен.

Таким образом, МКД в силу специфики конфигурации имеет два тепловых пункта (ИТП) и два обособленных прибора учета тепловой энергии. Управляющая компания осуществляла расчеты с РСО и жителями дома на основании показаний различных общедомовых приборов учета (применительно к различным частям дома), а не суммарно – по дому в целом.

Вместе с тем, как указали судьи, обозначенный МКД (десятиэтажная и четырехэтажная части дома) представляет собой единый объект капитального строительства. При раздельном расчете размера платы нужно использовать данные об объеме коммунального ресурса, потребленного секцией дома, что не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг. Наличие у дома каких-либо конструктивных особенностей не изменяет установленный указанными правилами порядок определения размера платы за коммунальные услуги.

Читайте так же:
Подвесная тумба с раковиной: советы по выбору + разбор технологии установки

В итоге требование ГЖН о начислении платы за коммунальную услугу по отоплению суммарно показаниям всех общедомовых приборов учета тепловой энергии без разделения признано законным и исполнимым (Постановление АС ВВО от 13.06.2018 № Ф01-2260/2018).

Дело № А46-12324/2017

Похожая ситуация рассмотрена и в этом деле, но результат совсем другой.

Спорный многоквартирный дом вводился в эксплуатацию двумя очередями (в 2004 и 2006 годах соответственно), выполненными в разной этажности, из различных материалов. Исходя из этого, дом оснащен двумя допущенными в разное время узлами учета тепловой энергии, системы отопления дома являются независимыми (каждая из них имеет свой ОПУ) и представляют собой разные объекты теплоснабжения.

Общество считало, что МКД является единым домом и показания двух узлов приборов учета должны суммироваться в расчетах как единая величина. ГЖИ решила иначе: плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться исходя из раздельных объемов потребленной тепловой энергии, определенных по показаниям каждого из ОПУ тепловой энергии, имеющихся в указанном доме по первой и второй очередям.

Судьи и здесь поддержали ГЖИ. При оборудовании дома ОПУ тепловой энергии размер платы за отопление в помещении определяется исходя из показаний счетчика (при наличии нескольких приборов учета – исходя из суммарных данных этих счетчиков). Однако такая методика возможна лишь для единого многоквартирного жилого дома. В рассматриваемой ситуации представлены допустимые и относимые доказательства того, что первая и вторая очереди МКД представляют собой разные объекты гражданских правоотношений. Из заключения строительно-технической экспертизы следует, что:

объекты капитального строительства первой и второй очередей, входящие в состав спорного МКД, являются отдельно стоящими многоквартирными жилыми домами, не имеют признаков встроенно-пристроенных зданий, входящих в состав единого жилого комплекса дома с общим адресом;

каждый из объектов оборудован индивидуальными инженерными системами – тепловым узлом управления, водомерной рамкой подачи холодной воды, узлами подачи горячей воды с индивидуальными схемами разводки коммуникаций, вводами магистральных трубопроводов, температурными графиками и режимами регулировки оборудования, что свидетельствует об автономности системы теплоснабжения.

Итак, первая и вторая очереди дома являются самостоятельными объектами теплоснабжения, поэтому размер платы за тепловую энергию, потребляемую собственниками помещений в этих объектах, должен был быть рассчитан исходя из объема коммунального ресурса, потребляемого каждым из названных объектов (см. Постановление АС ЗСО от 14.05.2018 № Ф04-998/2018).

Действующее законодательство не содержит норм, прямо разъясняющих, каким образом определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии в доме нескольких ОПУ тепловой энергии. Судебная практика дает такие ответы. Если МКД представляет собой единый объект капитального строительства, плата должна рассчитываться суммарно по дому, а не на основании показаний различных коллективных (общедомовых) приборов учета (применительно к разным частям дома) даже несмотря на то, что два ОПУ тепловой энергии учитывают потребление различных независимых систем теплопотребления. Если же дом представляет собой разные объекты гражданских правоотношений, в каждом из которых система теплоснабжения функционирует автономно, ГЖИ может настоять на необходимости проведения расчета платы исходя из показаний ОПУ тепловой энергии каждой инженерной системы отдельно.

Как платить за отопление, если нет общедомового счетчика?

Наш дом начали строить в 2014 году. Когда возвели три этажа, стройку заморозили: застройщик объявил себя банкротом. В 2017 году достраивать дом взялась другая компания, и в 2020 году его сдали.

У дома две части, у каждой свой адрес. Девятиэтажка и двенадцатиэтажка отапливаются индивидуальной котельной, которую потом признали общедомовым имуществом девятиэтажки. Во всех наших квартирах стоят индивидуальные тепловые счетчики, а общедомового нет.

Теперь показания индивидуальных приборов учета не принимают и обязуют ставить общедомовой прибор учета тепла на деньги жильцов. А отопление в двенадцатиэтажке якобы вообще незаконно, потому что девятиэтажка — не ресурсоснабжающая организация.

Оксана, вам в любом случае нужно поставить общедомовой счетчик тепла — так положено по закону. Сэкономить на отоплении получится, только если налажен его нормальный учет. В вашей ситуации есть несколько вариантов, как действовать. Расскажу обо всем подробнее.

Что такое общедомовой счетчик

Общедомовой прибор учета — ОДПУ — нужен, чтобы считать, сколько в дом приходит воды, электричества, газа или тепла. В квартирах стоят индивидуальные приборы учета — ИПУ, которые измеряют то же самое, но в меньшем масштабе: по ним понятно, сколько тратят жильцы одной квартиры.

Казалось бы , можно просто сложить показания всех ИПУ из всех квартир и получить, например, расход электричества в доме. Однако ничего не выйдет: помимо квартир электричество нужно для подъездов, лифтов, водяных насосов и другого оборудования в подвале. Для этого и необходимы ОДПУ: по разнице показаний между всеми ИПУ и ОДПУ можно вычислить, сколько дом тратит на освещение мест общего пользования. Эту сумму раскидывают на всех жильцов и указывают отдельной строкой в квитанции за ЖКУ. С другими ресурсами то же самое.

Устанавливать ОДПУ, как правило, выгодно. Если нет общего счетчика, ресурсоснабжающая организация будет выставлять счета не по фактическому потреблению, а по нормативам, — и обычно это дороже.

Например, если взять показания ОДПУ в моем доме за прошлый год, в среднем за квартиру площадью 74 м 2 собственники ежемесячно платили 4069 Р . Если бы ОДПУ не было, с такой же квартиры по нормативу брали бы 5008 Р . Это усредненный расчет, но он наглядно показывает возможную переплату, если нет ОДПУ.

Читайте так же:
Как снять биметаллический радиатор отопления

Как установить общедомовой счетчик

Жители могут добиться, чтобы ОДПУ установил застройщик, управляющая компания или фонд капремонта. Но сначала нужно выяснить, есть ли вообще возможность поставить общий счетчик.

Вот в каких случаях общедомовой счетчик на отопление поставить нельзя:

  1. Если нужно создать, реконструировать или провести капитальный ремонт внутридомовых систем. Например, магистрали в доме настолько старые, что врезать в них ОДПУ невозможно. Сначала придется менять трубы, а уже потом ставить счетчик.
  2. Если невозможно соблюдать метрологические и технические требования, когда будут устанавливать ОДПУ. Например, есть требования по длине участка, на котором располагается счетчик: оборудование нельзя монтировать впритык.
  3. Если не будет доступа, чтобы снимать показания. К счетчику должно быть легко подойти или хотя бы подползти, чтобы его увидеть.
  4. Ели не выполняются требования к условиям эксплуатации. В подвале должно быть сухо, но не холодно, как в морозильнике.

Так как у вас стоят ИПУ на отопление, скорее всего, речь идет о новостройке.

Застройщики сейчас обязаны сдавать дома с ОДПУ на все энергоресурсы. Непонятно, почему ваш застройщик этого не сделал и как приняли такой дом.

Можно заставить застройщика установить прибор учета в течение гарантийного срока на инженерное оборудование — трех лет с момента, как вам передали ключи от квартиры. Ссылайтесь на то, что вы получили объект, не соответствующий «иным обязательным требованиям». Если застройщик откажется установить ОДПУ, можно подать на него в суд.

Управляющая организация тоже может установить ОДПУ. Это второй вариант, если с застройщиком ничего не получится.

УК обязана установить ОДПУ в двух случаях:

  1. если жильцы приняли такое решение на общем собрании собственников. При этом жильцы могут сразу определить источник финансирования: за счет дополнительных взносов на счетчик или взносов на текущее содержание и ремонт, которые жильцы и так платят каждый месяц;
  2. если в регионе утвердили перечень мероприятий по энергосбережению, куда входит установка ОДПУ.

По правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливать и вводить в эксплуатацию ОДПУ должна УК.

Фонд капремонта тоже может установить ОДПУ на тепло. Но не везде, а только если в регионе установка ОДПУ относится к работам капитального характера. Например, в Курганской области власти расширили перечень работ по капремонту, и в них входит установка ОДПУ.

Можно попробовать немного схитрить и ходатайствовать об установке счетчика на тепло, когда зайдет речь о капремонте системы теплоснабжения, ведь счетчик — часть этой системы. Однако вашей новостройке такой ремонт потребуется еще не скоро, так что я бы не стал на это рассчитывать.

Кроме того, будет тяжело убедить фонд, что нужно тратить деньги на установку ОДПУ, о котором забыл застройщик. Но дело пойдет быстрее, если вы перечисляете взносы на капремонт на спецсчет: тогда их можно потратить по решению общего собрания собственников.

В вашем случае расходов не будет, только если счетчик установит застройщик. В остальных ситуациях хотя и опосредованно, но придется платить — за счет перечислений в адрес УК или взносов на капремонт.

30% на все курсы весь октябрь

Что делать, если источник отопления один на два дома

К сожалению, пока нет общедомового прибора, вы будете платить по нормативу, и показания квартирных приборов принимать не будут. Но самое сложное в вашей ситуации то, что установка ОДПУ, скорее всего, не решит всех проблем.

Есть два варианта развития событий. Они зависят от того, сколько у вас на самом деле домов юридически, то есть сколько у них адресов.

Если у девятиэтажки и двенадцатиэтажки один адрес, то это просто дом переменной этажности. Проблем тогда меньше: нужно добиться установки ОДПУ от застройщика, а если не получится, поставить прибор самим. После ввода ОДПУ в эксплуатацию УК обязана будет принимать показания ИПУ от всех квартир. На этом все.

Если это два дома с двумя адресами, то энергоресурс, вероятно газ, для подогрева теплоносителя поставляется только в один из них — тот, где котельная. Потом этот дом обогревает соседний.

Даже если первый дом с котельной поставит ОДПУ, то УК может отказаться принимать показания ИПУ от второго дома, так как формально он не отапливается. В таком случае УК будет считать расход по ИПУ и ОДПУ только для первого дома, хотя по факту отапливаются два и на ОДПУ будут показания тоже за два дома. В итоге жильцам дома с котельной предъявят к оплате помимо своего тепла еще и тепло соседей из второго дома. Выйдет, что если вычесть показания ИПУ, то все остальное будет считаться отоплением мест общего пользования.

Вторая ситуация взрывоопасная. Грубо говоря, дом с котельной действительно стал небольшой теплоснабжающей организацией, но юридически оформить это невозможно.

Что вам делать

Вот какие выходы могут быть в вашей ситуации.

Установить два ОДПУ на два дома. В таком случае можно будет высчитать расход тепла для каждого здания в отдельности независимо от того, кто и куда это тепло поставляет. Возможно, этого даже будет достаточно, и УК начнет принимать у всех показания ИПУ. Но если кто-то напишет жалобу или придет проверка, могут быть проблемы.

Установить два ОДПУ на два дома и установить два тарифа: для дома с котельной и дома без нее. Для этого надо обратиться в региональную энергетическую комиссию — РЭК. Комиссия своим решением может узаконить ситуацию и четко указать, как рассчитывать отопление. Вероятно, тарифы будут разными, ведь жильцы дома с котельной обязаны ее содержать и ремонтировать, а жители соседнего дома этого бремени не несут.

Читайте так же:
Установка звонка в квартиру: обзор схем + пошаговая монтажная инструкция

Объединить два дома в один и присвоить домам единый адрес. Это делают через местную администрацию, но вероятность, что такое разрешат, минимальна. Чтобы сменить адрес, потребуется переделать огромное количество документов, в том числе самим жильцам.

Что в итоге

Общедомовой счетчик позволяет экономить деньги. Если его нет, а есть только ИПУ, то принимать показания по ним не будут.

Стоит попробовать добиться установки ОДПУ от застройщика или управляющей компании. Если с момента, как дом сдали, не прошло трех лет, у вас есть все шансы. Главное, чтобы ваши два дома имели один адрес. Тогда проблем меньше.

Как УО вести расчёт платы за отопление при нескольких ОДПУ в доме

В последнее время мы много говорим о нюансах расчёта платы за отопление. Сегодня рассказываем о ситуации, когда в доме нет индивидуальных счётчиков теплоэнергии, зато установлено сразу два ОДПУ. Читайте об итогах судебного дела, в котором УО и ГЖИ спорили, как в такой ситуации должна рассчитываться плата за отопление.

Разные ОДПУ фиксируют объём потреблённого ресурса в разных частях дома

В одном из многоквартирных домов Санкт-Петербурга были установлены два общедомовых прибора учёта теплоэнергии, а индивидуальные – отсутствовали. Один ОДПУ фиксировал количество тепла, потреблённого в жилых помещениях дома, второй – в паркинге. Общий ОДПУ в доме не был установлен.

Владельцы машино-мест получали две квитанции: за отопление в жилом помещении и отопление паркинга. Собственники, владевшие только квартирой, оплачивали отопление только жилой части дома.

Кому-то из жителей дома не понравилось получать две квитанции за отопление в то время, как его соседи без машин оплачивают только одну, и он направил жалобу в ГЖИ.

Орган Госжилнадзора по результатам документарной проверки выдал управляющей домом организации предписание. Орган ГЖН настаивал на том, что раздельный расчёт по двум ОДПУ нарушает п. 42.1 ПП РФ № 354. От УО потребовали сделать собственникам перерасчёт платы за отопление исходя из совокупного объёма потреблённого ресурса и с учётом всей площади помещений.

По мнению ГЖИ, управляющей организации следовало сложить показания двух ОДПУ и разделить полученный объём пропорционально на всех жителей дома без учёта того, владеют ли они машино-местами.

Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление

Орган ГЖН требует расчёта платы исходя из совокупного объёма ресурса, потреблённого домом

Управляющая организация отказалась делать перерасчёт платы за тепло по суммарным показаниям двух ОДПУ. Она подала иск в суд с требованием признать предписание ГЖИ незаконным.

Суд отметил, что расчёт платы за теплоснабжение дома должен производиться в соответствии с требованиями п. 42.1 ПП РФ № 354 к расчётам в домах, которые оснащены ОДПУ, но в помещениях которых не установлены индивидуальные приборы учёта тепла. В таких домах размер платы определяется по формуле 3 приложения № 2 к ПП РФ № 354 (в редакции, действовавшей на декабрь 2017 года) на основании показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии.

Потребитель вносит плату за теплоснабжение совокупно, без разделения на плату за потребление её в жилом или нежилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Такой порядок, по мнению судьи, обусловлен общим принципом распределения фактически потреблённого всеми помещениями многоквартирного дома объёма теплоэнергии. Такой объём распределяется исходя из показаний ОДПУ пропорционально площади занимаемого помещения, что соответствует позиции ВС РФ.

Поэтому суд первой инстанции отклонил жалобу управляющей организации и счёл законным требование ГЖИ сделать жителям дома перерасчёт платы за отопление исходы из совокупного объёма потреблённой домом тепловой энергии (жилая часть, паркинг) с учётом площади этих помещений.

Пять ошибок в новых формулах для расчёта платы за отопление

В законодательстве нет формул расчёта платы за отопление при наличии нескольких ОДПУ

Управляющая организация подала в суд апелляционную жалобу, указав на то, что предыдущий суд не учёл существенные обстоятельства дела. Спорный многоквартирный дом имеет два вида помещений: жилая часть и паркинг, каждый из которых оборудован отдельным узлом учёта. Общий прибор учёта теплоэнергии отсутствует.

УО настаивала на том, что действующим законодательством не предусмотрен порядок определения объёма коммунальных услуг, когда МКД оборудован несколькими приборами учёта тепловой энергии. Исполнение предписания органа ГЖН нарушит права жильцов, которые не являются собственниками парковочных мест.

Суд апелляционной инстанции отметил, что в ПП РФ № 354 нет формулы, позволяющей суммировать объём тепловой энергии при расчёте платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении МКД при наличии в доме двух ОДПУ.

При этом судья сослался на письмо Минстроя РФ от 10.07.2015 № 21519-ОД/04, в котором ведомство также отмечает, что в жилищном законодательстве не определён порядок расчётов объёма теплоэнергии, потреблённой в доме с несколькими подключениями к инженерным сетям и несколькими ОДПУ.

Определение платы за отопление путём суммирования показаний ОДПУ нарушает права жителей дома

Рассмотрев все материалы дела, суд пришёл к выводу, что управляющая организация правомерно пользуется при расчётах платы за отопление формулу 3 из приложения № 2 ПП РФ № 354 (в редакции на момент судебного процесса) в течение отопительного периода:

V – объём (количество) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, определённый по показаниям ОДПУ тепловой энергии. При этом указанной формулой не предусмотрено суммирование показателей учёта тепловой энергии по различным приборам учёта.

Наличие в доме двух узлов учёта позволяет управляющей организации применять формулу отдельно в отношении жилых помещений дома и в отношении паркинга. Владельцы парковочных мест оплачивают отопление жилого помещения и паркинга, а собственники, не владеющие площадями паркинга, платят только за тепло в жилой части МКД.

Читайте так же:
Термопара в газовой плите: принцип работы + инструктаж по замене устройства

Апелляционный суд посчитал, что такой расчёт не нарушает нормы жилищного законодательства, а также соответствует ст. 210 ГК РФ. Если в расчётах за теплоэнергию УО будет использовать суммарный показатель объёма коммунального ресурса, тем самым она частично возложит на жителей дома, не владеющих парковочными местами, бремя содержания чужого имущества.

Также суд отметил, что отсылка суда первой инстанции к решению ВС РФ № АКПИ17-201 неправомерна, поскольку ВС РФ не рассматривал ситуацию с наличием в доме двух узлов учёта и двух ОДПУ тепловой энергии.

Поэтому суд признал предписание органа ГЖН неисполнимым, не соответствующим требованием ясности и корректности, не содержащим указания на конкретные действия, которые УО должна совершить для устранения нарушения. Предписание не соответствует закону и нарушает права и интересы УО. Предписание ГЖИ было признано незаконным, что подтвердил кассационный суд, отклонивший жалобу надзорного органа.

Как в 2019 году изменилась система расчётов платы за отопление МКД

Правомерно начисление платы за отопление по показаниям каждого ОДПУ отдельно

В 2019 году законодатели активно вносят изменения в методики расчёта платы за отопление: уже вышло ПП РФ № 1708, в первом чтении Госдумой РФ принят законопроект № 620233-7. Возможно, однажды в жилищном законодательстве появится и методика расчёта платы за теплоснабжение дома с несколькими ОДПУ.

Но до этого момента организации, являясь исполнителями коммунальных услуг по отоплению в домах с несколькими узлами учёта и установленными на них ОДПУ, имеют законное право начислять плату отдельно по объёму коммунального ресурса, зафиксированному каждым из таких счётчиков.

Это право подтверждает судебная практика: например, к таким же выводам пришли суды в деле № А56-62440/2017. Также ВС РФ в определении от 10.04.2019 года по делу по делу № А35-11246/2017 подтвердил правоту судов более низких инстанций и признал правомерность раздельных начислений платы за отопление по нескольким ОДПУ.

В определении ВС РФ подчеркнул, что показания приборов учёта тепловой энергии отражают реальное количество тепла, которое затрачено на отопление конкретных помещений. При определении платы за отопление должны учитываться показания счётчиков, установленных на входе соответствующей отопительной системы, и площадь жилых и нежилых помещений данной части дома.

Определение же платы за отопление путём суммирования показаний всех установленных в доме ОДПУ может привести к оплате собственниками помещений тех услуг, которые ими фактически не были получены.

Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление

Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление

Как управляющим организациям рассчитывать размер платы за теплоснабжение согласно ПП РФ № 1708. Узнайте, как разобраться в новых формулах и научиться рассчитывать по ним плату за отопление.

Взять в работу новые понятия, введённые ПП РФ № 1708

Узнайте, о чём мы поговорили, из демо-ролика онлайн-семинара:

1 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Документ внёс изменения в Правила предоставления коммунальных услуг № 354 согласно требованиям КС РФ, изложенным в постановлениях № 30-П от 10.07.2018 и № 46-П от 20.12.2018.

Полностью пересмотрен подход к расчёту размера платы за отопление: изменились формулы, они стали длиннее и сложнее. После внесения изменений в ПП РФ № 354:

отопление поделили на индивидуальное и общедомовое;

появились формулы для расчёта неотапливаемых помещений и помещений с «автономным» отоплением;

появились формулы для расчёта платы за отопление в МКД, частично оборудованных ИПУ;

ушло понятие оплаты по нормативу;

ушло понятие «сверхнормативного ОДН»: теперь весь объём поставленного ресурса оплачивают потребители.

ПП РФ № 1708 введены два новых понятия, которые необходимы для правильного расчёта платы за теплоснабжение в многоквартирном доме.

Первое понятие Soи – площадь мест общего имущества. Она включает в себя межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа), согласно сведениям паспорта дома. При расчёте платы за отопление этот перечень изменять нельзя, даже если какие-то из перечисленных помещений не отапливаются.

Второе определение касается приборов учёта. В п. 2 ПП РФ № 354 есть понятие средств измерения, к которым относятся индивидуальные, коллективные (общедомовые), комнатные, общие (квартирные) приборы учёта. Теперь прибором учёта считается не только средство измерения, но и совокупность таких средств, устанавливаемых при наличии технической возможности и используемых для определения объёма потребления тепловой энергии.

Научиться рассчитывать производную от норматива

Ещё год назад поставщики коммунальных услуг не видели проблем в установленных в нескольких помещениях индивидуальных приборах учёта теплоэнергии. Плата за отопление начислялась согласно показаниям ИПУ только в случае, если все помещения в МКД были оборудованы такими приборами.

Однако в середине года Конституционный Суд РФ принял решение, что подобный подход ущемляет права тех собственников, чьи помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии (постановление КС РФ от 10.07.2018 № 30-П). Суд сделал вывод, что с 10 июля 2018 года положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42 (1) ПП РФ № 354 не подлежат применению в той мере, в которой они не предусматривают возможность учёта показаний ИПУ тепловой энергии при определении платы за отопление.

Однако это решение КС РФ распространяется только на дома, введённые в эксплуатацию после 1 января 2012 года, в том числе после капремонта, и в которых все помещения были оборудованы ИПУ тепла, но их сохранность в некоторых квартирах не была обеспечена.

До внесения изменений в нормативно-правовые акты КС РФ обязал исполнителей услуг по теплоснабжению рассчитывать плату согласно п. 42 (1) ПП РФ № 354. Он предписал в представленную формулу для помещений, в которых отсутствуют ИПУ, подставить величину, производную от норматива. Подробно о том, как рассчитать величину, производную от норматива, смотрите в записи онлайн-семинара.

Читайте так же:
Как стравить воздух из насоса отопления

Правильно начислить плату за отопление в неотапливаемых помещениях

Неотапливаемым считается помещение:

  • не входящее в состав общего имущества, принадлежащее собственнику и оборудованное электрическим радиатором или конвектором;
  • в котором отключено централизованное отопление и используются индивидуальные источники энергии.

При этом стоит обратить внимание, что стояк системы отопления не относится к отопительным приборам согласно СП 60.13330.2012.

В 2016 году Минстрой РФ написал письмо от 02.09.2016 №28483-АЧ/04, которым руководствовались суды во всех регионах. В письме ведомство придерживается позиции, что размер платы за отопление одинаковый вне зависимости от отсутствия обогревающих элементов при подключении к централизованной системе теплоснабжения.

15 июня 2018 года ВС РФ опроверг мнение Минстроя РФ в своём решении № АКПИ18-367, отметив, что отсутствие обогревающих элементов при расчёте платы за отопление учитывать необходимо. При этом формул, как это реализовать, и указаний, в какие нормативно-правовые акты необходимо внести изменения, приведено не было.

Затем на указанное решение ВС РФ рассматривалась апелляция от 28.08.2018 № АПЛ18-346. Суд пришёл к выводу, что каждый дом отапливается целиком, как единый объект, значит, оплата за отопление должна взиматься полностью по нормативу.

31 октября 2018 года ВС РФ снова возвращается к этой проблеме в своём определении по делу № 301-КГ18-6099 и решает, что начислять плату за отопление в помещениях, которые отказались от централизованного отопления, нельзя. Однако снова не даёт указаний, как теперь рассчитывать размер платы.

Такая разрозненность в решениях судов вызвана тем, что каждый из них рассматривал конкретные дела, не рассматривая закон в общем. Елена Шерешовец отметила, что если в конкретных домах не было исковых заявлений, по которым суд принял определённую позицию, то пользоваться нужно общей нормативной базой, то есть п. 42 (1) ПП РФ № 354, в котором указано, что плата за отопление – это неделимая услуга и в домах с централизованным отоплением её размер одинаков для всех. Значит, за 2018 год выставлять плату за теплоснабжение нужно всем одинаково, никаких изменений не было.

Корректно начислить плату за автономное отопление с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года нормативно-правовая база по расчёту платы за отопление всё же была изменена благодаря постановлению КС РФ от 20.12.2018 № 46-П, в котором суд пришёл к двум важным выводам:

Переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения всех НПА (гл. 4 ЖК РФ, ст. ст. 1, 3, ч. 15 ст. 14 закона «О теплоснабжении», Правила подключения к системам теплоснабжения – ПП РФ от 05.07.2018 № 787). То есть изменение системы отопления всегда должно быть согласовано св ОМС.

Необходимо признать недействительным тезис абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 о том, что плата за услугу по отоплению вносится совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества.

Это означает, что с 1 января 2019 года потребители, отказавшиеся от централизованного отопления внутри квартиры, не обязаны оплачивать отопление внутри квартиры, но должны вносить плату за отопление общего имущества.

В связи с этим с начала 2019 года в формулы ПП РФ № 354 (в ред. ПП РФ № 1708) внесены изменения. Разбор и примеры каждой из формул с подробными разъяснениями Елены Шерешовец вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара.

Правильно применять формулы для расчёта платы за отопление с 1 января 2019 года

22 февраля 2019 года вышло письмо Минстроя РФ, в котором ведомство объяснило, на какие МКД не распространяется ПП РФ № 1708. Это дома с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного теплоснабжения), то есть МКД, которые сами производят тепловую энергию (п. 54 ПП РФ № 354).

Те дома, в которых тепловая энергия производится с помощью внутридомового оборудования, как и в 2018 году считают размер платы за отопление по формуле 18 приложения 2 ПП РФ № 354 (если не все помещения оборудованы ИПУ), либо по формуле 18 (1) приложения 2 ПП РФ № 354 (если все помещения оборудованы ИПУ).

Остальные дома нужно считать по формулам, которые появились 1 января 2019 года. Если МКД не оборудован ОДПУ, необходимо посмотреть, как рассчитывается отопление – в отопительный период или равномерно в течение года. При первом варианте применяется формула 2 (4), при втором – 2 (3).

В случае, когда МКД оборудован ОДПУ, есть три варианта применения различных формул:

  1. 3, если ИПУ отсутствуют;
  2. 3 (1), когда ИПУ установлены частично;
  3. 3 (2), если ИПУ есть во всех помещениях.

Подробный разбор формул смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

Что ещё вы узнаете из записи онлайн-семинара

В статье мы рассказали не обо всех темах, которые успела рассмотреть Елена Шерешовец в рамках онлайн-семинара. Посмотрите его видеозапись и узнаете:

  • как сделать корректировку платы за отопление в первом квартале 2019 года;
  • есть ли смысл оборудовать помещение ИПУ тепла;
  • как рассчитывать размер платы за отопление в нежилых помещениях;
  • как применять коэффициент периодичности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом о распространённых ошибках, которые появляются при расчётах за отопление при применении новых формул.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию