Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые особенности установки индивидуальных приборов учёта тепла в многоквартирном доме

К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах

К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах

В домах, в которых не установлены приборы учёта, коммунальные платежи выше, потому что с нового года к нормативу потребления применяется повышающий коэффициент 1,5. Но что, если в МКД нет технической возможности установить прибор учёта? Применять ли в таком случае повышающий коэффициент?

Сегодня мы расскажем о ряде вопросов установки приборов учёта в многоквартирных домах: что такое техническая возможность установки ПУ, когда ИПУ начинает действовать, и что делать, если ПУ отработал меньше трёх месяцев.

Техническая возможность установки прибора учёта

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в МКД должны обеспечивать соответствие таких построек требованиям энергетической эффективности и устанавливать в них приборы учёта (п. 9 ст. 11 N 261-ФЗ).

Если собственники не выполняют свои обязанности и не устанавливают приборы учёта, это за них делают РСО. Собственники по факту оплачивают РСО установку ПУ равными долями в течение пяти лет (п. 9–13 ст. 13 N 261-ФЗ).

При этом существует негативная судебная практика, когда обязанность по возмещению расходов РСО по установке приборов учёта возлагают на управляющую организацию с дальнейшей компенсацией от собственников помещений (определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013).

Так происходит из-за системного толкования п. 20 ПП РФ N 416, п. 24–26 ПП РФ N 491. УО в силу своего статуса владеет исчерпывающей информацией о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в МКД. Также у УО есть полномочия по расчёту с РСО и по получению платежей от собственников за оказываемые услуги.

Поэтому важно донести до собственников, что установка приборов учёта – это их обязанность, а не право. Если собственники ничего не предпринимают, по умолчанию можно считать, что техническая возможность установить прибор учёта есть, но он отсутствует.

Если собственники уверены, что установить ПУ в их доме невозможно, они вправе потребовать от исполнителя КУ составить акт о технической невозможности установки прибора учёта (п. 33 к (3) ПП РФ N 354).

Если такого акта нет, то к нормативу потребления коммунальных ресурсов применяется повышающий коэффициент 1,5. Это значит что сумма в платёжных документах будет выше.

Техническая невозможность установки прибора учёта

  • вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем;
  • необходимости реконструкции или капитальном ремонте внутридомовых инженерных систем;
  • невозможности обеспечить соблюдение технических требований;
  • необходимости обеспечить эксплуатацию прибора учёта: электромагнитные помехи, влажность, нельзя снять показания, затопление.
  • ОДПУ – акт обследования составляет РСО и УО/ТСЖ или УО/ТСЖ с правом проверки РСО,
  • ИПУ – исполнитель коммунальных услуг.

Когда ИПУ начинает действовать?

Прибор учёта готов к использованию и начинает действовать после ввода в эксплуатацию (п. 81 ПП РФ N 354).

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 говорит о том, что прибор учёта вводится в эксплуатацию в течение месяца после установки. С первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ПУ в эксплуатацию, исполнитель начинает рассчитывать размер платы за КУ по показаниям введённого в эксплуатацию прибора учёта.

Если индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта работал меньше трёх месяцев (для отопления – менее трёх месяцев отопительного периода), плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчётный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих КУ.

КС указал на необходимость изменить порядок учета потребления тепла в многоквартирных домах

Конституционный Суд опубликовал Постановление от 10 июля 2018 г. № 30-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, и абз. 3 и 4 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

С жалобой в КС обратился Сергей Деминец, который является собственником квартиры в многоквартирном доме. На момент ввода дома в эксплуатацию все помещения были оснащены счетчиками тепловой энергии, но к началу отопительного периода 2016 г. часть из них была демонтирована. Он обратился в управляющую компанию, чтобы произвести перерасчет платы за отопление исходя из показаний счетчика тепловой энергии, однако в этом ему было отказано.

Пушкинский городской суд Московской области также отказал в удовлетворении требования об обязании УК произвести перерасчет со ссылкой на абз. 4, 5 п. 42.1 утвержденных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (абз. 3 и 4 того же пункта в ныне действующей редакции) в связи с тем, что дом оборудован такими приборами не полностью. Суд также отметил, что показания счетчика тепловой энергии, установленного в отдельном помещении, принимаются во внимание только при одновременном наличии показаний общедомового прибора учета и показаний индивидуальных приборов учета во всех помещениях многоквартирного дома.

Апелляция оставила решение в силе. В передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции было отказано. Кроме того, решением Верховного Суда, оставленным без изменения апелляцией, Сергею Деминцу было отказано в признании недействующими абз. 3 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг. В передаче надзорной жалобы также было отказано.

В своей жалобе в КС заявитель указал, что положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг не соответствуют Конституции в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, ставят права и законные интересы одних собственников помещений в многоквартирном доме в зависимость от недобросовестного поведения других, не обеспечивших сохранность индивидуальных приборов учета тепловой энергии. Кроме того, эти положения, по мнению заявителя, позволяют собственникам, чрезмерно расходующим тепло, обогащаться за счет соседей, что порождает правовой нигилизм, стимулируя граждан к массовому отказу от расчетов с использованием индивидуальных приборов учета, что, в свою очередь, причиняет убытки добросовестным и законопослушным собственникам помещений в многоквартирном доме, а также лишают граждан возможности самостоятельно определять способ справедливого распределения платы за потребленный в доме в целом коммунальный ресурс.

Читайте так же:
Как подобрать УЗО и дифавтомат в электросеть загородного дома?

Принимая жалобу к рассмотрению, Суд отметил, что абз. 4 п. 42.1 названных Правил прямо предписывает учитывать показания счетчиков для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым прибором учета тепла, и потому сам по себе не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им аспекте, в связи с чем в этой части его жалоба подлежит прекращению.

В остальной части жалобы КС РФ указал, что Правительство, реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно абз. 2 п. 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом, согласно абз. 3 п. 42.1 Правил, в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, размер платы за отопление в помещении определяется по формулам приложения к Правилам исходя из показаний общедомового прибора учета.

Конституционный Суд указал, что нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками отдельных помещений с учетом их площади, то есть не принимая во внимание показания счетчиков тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию ч. 3 ст. 17 Конституции, создает – в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме – условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей, в том числе экономно расходующих тепловую энергию.

КС пояснил, что абз. 4 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с абз. 3 того же пункта означает, что возможность учета фактического потребления тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома, оснащенных счетчиками, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории (собственниками и пользователями помещений с счетчиками тепловой энергии, в многоквартирном доме, в котором не во всех помещениях имеются такие приборы, с одной стороны, и собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, все помещения которого имеют соответствующее оснащение, – с другой), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.

Суд отметил, что при этом ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение общедомовых и индивидуальных приборов и тем самым порождает неопределенность, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством РФ.

Таким образом, КС признал ч. 1 ст. 157 ЖК РФ неконституционной и постановил внести соответствующие изменения в правовое регулирование.

Комментируя решение Суда, адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев пояснил, что споры, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг, в том числе перерасчетом размера платы, являются одними из наиболее распространенных в судебной практике. По его мнению, значимость вынесенного постановления сложно переоценить, поскольку изложенная позиция способна стать основой для кардинального изменения сложившейся судебной практики и массового пересмотра гражданских дел данной категории.

«Практически в каждом многоквартирном доме России рано или поздно возникают ситуации, когда в одном или нескольких жилых помещениях отсутствуют или неисправны индивидуальные приборы учета. Вне зависимости от того, по чьей вине это произошло, суды рассматривают такие дела по принципу “один за всех и все за одного”, что фактически согласуется с действующим законодательством. При этом в ходе рассмотрения дела суду надлежит лишь установить наличие или отсутствие общедомового и индивидуальных приборов учета, так как выход за рамки данного вопроса не влияет на исход дела и не предусмотрен законодательством», – пояснил Илья Прокофьев. Эксперт отметил, что в этой связи добросовестные владельцы жилых помещений вынуждены нести дополнительное бремя расходов из-за недобросовестных действий или бездействия своих соседей.

Адвокат КА «ЮрПрофи» Илья Лясковский, напротив, считает, что рассмотренная Конституционным Судом жалоба нетипична, так как отопление – особая коммунальная услуга, которая отличается от прочих (водо-, электро-, газоснабжения и т.п.) крайне слабой зависимостью расходования ресурсов от воли владельцев квартир. «Потому “уравнительный” расчет ее оплаты не вызывал массового отторжения. В большинстве отечественных многоквартирных домов отсутствует техническая возможность регулировать температуру горячей воды в трубопроводе отопления отдельно для каждого помещения. Впрочем, повлиять на потребление отопления в своей квартире жильцы все же могут, изменив объем или количество радиаторов (что, впрочем, вряд ли существенно увеличивает потребление)», – указал эксперт.

Читайте так же:
Может ли работать насос от переносной бензиновой электростанции?

Он пояснил, что Конституционный Суд разрешил жалобу, опираясь на принцип эффективного потребления энергетических ресурсов. «Если до этого все плательщики коммунальных услуг находились в равном положении, пропорционально оплачивая все поступившее в дом тепло (включая теплопотери, вызванные несовершенством общедомовой системы отопления), то теперь владелец квартиры с индивидуальным прибором учета вправе нести расходы лишь на обогрев своего помещения. Риски теплопотерь в квартирах без индивидуальных приборов учета ложатся на их владельцев, а в местах общего пользования – на управляющие компании. Это создает стимул искать и устранять причины неэкономного потребления тепла», – заключил Илья Лясковский.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2021 № 24-П. Плата за услугу по отоплению в помещении в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения через ИТП

В абзаце третьем пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354) (далее также — Правила) закреплено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил, согласно которому:

  • в случае самостоятельного производства исполнителем такой услуги (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве такой услуги, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (абзац первый);
  • при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю, в соответствии с предусмотренной формулой (абзац четвертый).

Конституционность данных нормативных положений оспаривает гражданка Т.П. Задубровская — собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальный тепловой пункт. Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, большинство отдельных помещений в нем — индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Решением мирового судьи 169 судебного участка Орехово-Зуевского судебного района Московской области от 28 октября 2019 года Т.П. Задубровской отказано в удовлетворении исковых требований к управляющей ее домом компании о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, о взыскании компенсации морального вреда и штрафа. Решение оставлено без изменения апелляционным определением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 21 января 2020 года и определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2020 года. Суды, установив наличие в многоквартирном доме индивидуального теплового пункта, пришли к выводу о самостоятельном производстве в доме коммунальной услуги по отоплению и сочли правомерным взимание с заявительницы платы за эту услугу в размере, рассчитанном исходя из общей площади жилого помещения, а не на основе показаний индивидуального прибора учета.

Как отмечает Конституционный суд в Постановлении к числу проблем в жилищно-коммунальной сфере относится ограниченная мотивация потребителей энергии к повышению энергоэффективности, что констатировано в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года N 1523-р). Стимулом для потребителей энергетических ресурсов к эффективному и рациональному их использованию является нормативное закрепление зависимости размера платы за поставленные ресурсы прежде всего от объема их потребления, определяемого с помощью приборов учета. Так, Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13). Этому корреспондируют предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и статья 548).

В многоквартирных домах, как правило, коммунальные ресурсы потребляются не только в отдельных жилых и нежилых помещениях, но и для содержания общего имущества в доме. Следовательно, для определения объема потребленного и подлежащего оплате ресурса, приходящегося на каждое отдельное помещение в доме, необходимы показания коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета (при оснащенности дома такими приборами). Потому законодатель, делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в то же время в части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепил, что указанные правила должны предусматривать и порядок определения размера платы за тепловую энергию в оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домах, в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии.

Читайте так же:
Какую схему отопления взять за основу для двухэтажного здания?

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил (абзац второй); потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил (абзац третий). Таким образом, действующее нормативное регулирование связывает особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению прежде всего с наличием либо отсутствием в многоквартирном доме централизованной системы теплоснабжения.

ИТП = самостоятельное производство услуги по отоплению и ГВС в МКД

Конституционный суд указал, что понятие централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома нормативно не установлено, что создает правовую неопределенность в части выбора правил для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, применимых к многоквартирным домам, присоединенным к централизованным сетям через индивидуальные тепловые пункты (принимая к сведению снабжение таких домов тепловой энергией через централизованные сети без передачи теплоносителя). Размещенные в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства электронные паспорта таких домов, содержащие общедоступную информацию, в частности, о внутридомовой системе отопления, характеризуют ее как центральную. Это вызывает у жильцов, обеспечивающих сохранность индивидуальных приборов учета тепловой энергии, обоснованные ожидания того, что применению подлежит абзац четвертый пункта 42(1) Правил, позволяющий учитывать при расчете платы за отопление показания таких приборов. Однако эта норма распространяется на многоквартирные дома, подключенные к централизованным сетям по зависимой схеме. Расчет же размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, присоединенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальные тепловые пункты, производится на основании абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил — о самостоятельном производстве исполнителем этой услуги. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации прав и законных интересов лиц, относящихся к одной категории (собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям по независимой схеме, с одной стороны, и, с другой — жильцы таких же домов, но подключенных по зависимой схеме), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.

Абзац первый пункта 54 Правил закрепляет общий принцип расчета платы за отопление в многоквартирных домах при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) — расчет производится исходя из объема коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги, и тарифа на него.

Таким образом, абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них положения в системе действующего правового регулирования при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через индивидуальный тепловой пункт — многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра дела Т.П. Задубровской, поскольку особенности отношений по предоставлению коммунальной услуги по отоплению жильцам многоквартирного дома, который оснащен общедомовым прибором учета и не во всех помещениях которого есть индивидуальные приборы учета, предопределяют возможность перерасчета платы за отопление для собственника или пользователя отдельного помещения на основе показаний индивидуального прибора учета в нем лишь в случае, если известны показания всех имеющихся в доме приборов учета тепловой энергии за спорный период. Между тем из представленных материалов следует, что в заявленном Т.П. Задубровской к перерасчету периоде (с 1 января 2018 года по 30 апреля 2019 года) показания индивидуальных приборов учета в отдельных помещениях многоквартирного дома, где расположена ее квартира, не фиксировались управляющей организацией. Отсутствие данных о фактическом потреблении тепловой энергии в отдельных помещениях дома за указанный период исключает возможность соотнести конкретный ее объем с внесенной на основании оспариваемых норм платой за коммунальную услугу по отоплению, а также исключает установление перерасхода либо, напротив, экономного использования тепловой энергии в тех или иных отдельных помещениях. Следовательно, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за это время — в отношении как Т.П. Задубровской, так и иных жильцов дома — по объективным причинам не представляется возможным.

В то же время согласно части четвертой статьи 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», если пересмотр дела исходя из особенностей соответствующих правоотношений не может привести к восстановлению прав заявителя, Конституционный Суд Российской Федерации вправе указать в постановлении на необходимость применения к заявителю компенсаторных механизмов; форма и размер компенсации определяются судом, рассмотревшим в первой инстанции конкретное дело с участием заявителя, в котором применены оспоренные в Конституционном Суде Российской Федерации нормативные законоположения. Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что Т.П. Задубровская — как лицо, инициировавшее вопрос о проверке нормы, неконституционность которой подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации, — имеет право на применение в отношении нее соответствующих компенсаторных механизмов.

Читайте так же:
Поиск нормативных документов для организации вентиляции пекарни
КС РФ признал абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них положения в системе действующего правового регулирования при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через индивидуальный тепловой пункт — многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Правительству Российской Федерации надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через индивидуальный тепловой пункт — многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

Тепловые счетчики на отопление в многоквартирном доме в 2021 году

Отопление — это самая дорогая коммунальная услуга. В основе расчета этой статьи в квитанции на оплату квартплаты указаны тарифы и нормативы, установленные законодательством РФ. Если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, то в платеж включает объемы потребления тепловой энергии.

В статье рассмотрим, в каких случаях требуются тепловые счетчики на отопление в многоквартирном доме, как правильно установить оборудование, и какую выгоду от этого получат жители дома.

Назначение, плюсы и минусы

Согласно Жилищному кодексу общее имущество многоквартирного дома считается собственностью жильцов, что увеличивает их ответственность. На владельцев жилплощади возложены обязанности по содержанию, а также обслуживанию общедомового имущества.

Так как нельзя отказаться от регулярной оплаты общедомовых нужд, оптимальным вариантом является сокращение расходов на отопление нежилых и жилых помещений путем оплаты фактически полученного тепла.

Для измерения фактического объема потребляемой теплоэнергии в многоквартирных домах выполняется установка общедомового прибора учета тепла.

Владельцы объектов недвижимости не только получают возможность оплачивать отопление в многоквартирном доме по счетчику, они могут контролировать потребление энергии и вести учет коммунальных расходов. Это важное преимущество установки ОДПУ.

Устанавливая приборы тепла в многоквартирных домах, управляющая компания преследует несколько целей. Одна из них — стимулирование собственников экономить тепло вне квартир и ответственно относиться к общедомовому имуществу. Если входные двери в парадное и окна в подъезде в зимний период будут плотно закрыты, то тепло сохранится в здании, а жители получат коммунальную услугу в полном объеме.

ВНИМАНИЕ! Стоит учитывать, что общедомовой теплосчетчик не экономит тепло. Это прибор учета энергии, позволяющий получить точные данные для расчета оплаты за отопление.

Основные достоинства использования общедомового теплосчетчика в многоквартирном доме:

  • Можно сэкономить на установке, так как самостоятельный монтаж обходится дорого. Стоимость монтажа общедомового оборудования разделяется между жильцами.
  • Все жильцы будут стараться сохранить тепло. Поэтому они начнут более ответственно подходить к проблеме открытой двери или оконной конструкции в общем подъезде.

Важным недостатком считается высокая стоимость электроприбора. При этом в случае, если устройств выйдет из строя, ремонтные работы придется оплачивать жильцам многоэтажного дома. Главный минус общедомового теплосчетчика — невозможность сэкономить на обогреве жилплощади за счет меньшего расхода тепловой энергии.

Закон

В первый раз вопрос установки общедомовых электросчетчиков поднимался в 2009 году, в котором был издан Федеральный закон No261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Согласно первоначальному варианту, законодательство предписывало обязательную установку общедомовых теплосчетчиков в многоквартирных домах до 1.01.2012 г.

В дальнейших законодательных предписаниях этот срок несколько раз продлевался. Последнее изменение срока — до 1.01.2019 г. и до 1.01.2021 года (Севастополь и Крым). Оно было закреплено Федеральным законом РФ N196-ФЗ от 26.07.2017 г.

Исходя из этого можно утверждать, что закон про общедомовые теплосчетчики указывает на необходимость установки данного электрооборудования в многоквартирных домах.

Имеется несколько исключений — не обязательно устанавливать общедомовые счетчики тепла в аварийных, ветхих и подлежащих сносу многоэтажных домах. На некоторых объектах монтаж теплового электросчетчика технически невозможен в связи с несоответствием характеристик инженерной сети условиям установки оборудования.

Кто должен устанавливать

Монтаж теплосчетчика выполняют квалифицированные специалисты, нанятые службой ЖКХ многоэтажного здания. Оплачивают установку электрооборудования жильцы многоквартирного дома. Так как общедомовой теплосчетчик фиксирует количество тепла, поступающее в многоэтажку, стоит рассмотреть выгоду подобного устройства.

ВНИМАНИЕ! Жильцы не имеют право самостоятельно устанавливать общедомовой теплосчетчик, для этого надо воспользоваться услугами специальной службы.

Тепловые счетчики на отопление в многоквартирном доме

Необходимость установки счетчика учета тепловой энергии определяется на общедомовом собрании жильцов многоквартирного дома. Установка электрооборудования этого типа осуществляется после письменного заявления, поданного представителями управляющей компании в соответствующую организацию.

Читайте так же:
Подключение газа после замены гофротрубы в колонке

Для того, чтобы рассчитать потребляемую теплоэнергию данные электросчетчика делят на общую площадь помещения. Безусловно, от установки теплосчетчиков имеется определенная выгода.

Без него оплата за расход тепла будет осуществляться по завышенным коэффициентам. К сожалению, оборудование не позволяет регулировать подачу тепла в дом, что является значительным недостатком устройства.

Принцип работы

Общедомовой теплосчетчик выполняет одновременно несколько функций. Он позволяет увидеть время работы электроприборов, указанный на определенном узле учета. Счетчик учета тепла показывает температуру теплоносителя и фиксирует точное количество потребляемой тепловой энергии.Схема общего счетчика учета теплоэнергии включает элементы:

  1. Термопреобразователи — датчики, измеряющие температуру.
  2. Вычислитель, который подсчитывает потраченное количество тепла.
  3. Расходомер, измеряющий массовый и объемный расход вещества.
  4. Блок питания.

Тепловой счетчик предназначен для фиксации полученного тепла, поставляющего теплоносителем. Оборудование определяет количество энергии, используемой устройством в час с учетом температуры жидкости на входе/выходе в систему. Таким образом определяется разница температур за определенный промежуток времени. Для этой цели в электросчетчик встроен специальный вычислитель.

ВАЖНО! Расчет тепловой энергии производиться с погрешностью 3-6%.

Подача данных осуществляется за счет встроенных датчиков температуры и расхода. Первый температурный датчик устанавливается в подающий трубопровод инженерной системы, а второй — в исходящую трубу. Вычислитель анализирует все полученные данные, после чего точная цифра потребления тепловой энергии высвечивается на экране прибора.

Разновидности

Разные электроприборы для многоквартирного дома могут отличаться принципом работы, обслуживанием и установкой. Оптимальный вариант — доверить выбор теплового счетчика организации, специализирующейся на установке подобного оборудования.

Профессионалы оценят текущее состояние дома и учитывая полученные результаты предложат определенный вид теплосчетчика, оптимальный для установки. В зависимости от принципа работы существует 4 основных разновидности общедомовых счетчиков учета тепла:

  • Тахометрический.
  • Вихревой.
  • Электромагнитный.
  • Ультразвуковой.

Тахометрические счетчики представляют собой простые конструкции, имеющие тепловой вычислитель, а также механический крыльчатый или роторный водосчетчик. Эти приборы отличаются невысокой стоимостью и работают от батарейки, которая рассчитана на 5 лет эксплуатации. При установке счетчика необходимо обязательно использовать магнитно-механический фильтр.

Вихревые счетчики учета тепловой энергии функционируют по принципу возникновения завихрений после прохождения препятствий, которые имеются на пути передвижения теплоносителя. Устройства этого типа подходят для установки на трубопроводах коммуникаций с любой схемой разводки. Главное условие – до и после прибора должен быть участок с прямыми трубами.

ВНИМАНИЕ! В многоквартирном доме профессионалы рекомендуют устанавливать вихревой теплосчетчик, так как крупные части и примеси в жидкости не искажают показания прибора.

Электромагнитные тепловые счетчики функционируют по другому принципу. Работа прибора основывается на использовании электромагнитного поля. За счет изменения объемов теплоносителя на входе/выходе возникает небольшой ток. Установку подобного оборудования должны выполнять профессионалы, так как к монтажу электромагнитных приборов выдвигаются строгие правила.

Ультразвуковой счетчик на отопление — это более чувствительное современное оборудование. Оно функционирует по принципу прохождения ультразвука через антифриз или теплоноситель. Ультразвуковые теплосчетчики рекомендуется устанавливать в новых домах с чистым потоком воды. Счетчики тепла этого вида чутко реагируют на лишние части, имеющиеся в жидкости.

Установка общего счетчика отопления

По законодательству, теплосчетчик должен быть установлен в каждом здании, располагающем технической возможностью монтажа общедомового прибора. Это не касается аварийных домов и строений, предназначенных под снос. Тепловой счетчик необходим для оптимального распределения оплаты за тепло и стимуляции ответственности жильцов здания.

ВНИМАНИЕ! Индивидуальные приборы учета теплоэнергии устанавливаются по желанию владельца объекта недвижимости, о чем сказано в Постановлении Правительства от 06.05.2011 г. No354.

Согласно закону об установке общедомового теплосчетчика No261-ФЗ в новопостроенных домах устройства для учета энергии устанавливаются еще до сдачи жилого объекта в эксплуатацию. Чтобы в многоквартирном доме, в котором уже проживают жильцы появился общедомовой счетчик учета, надо пройти несколько этапов. Для установки теплосчетчика необходимо выполнение следующих условий:

  1. Собрание собственников многоквартирного дома, созванное по инициативе УК является основанием для монтажа теплосчетчиков. В ЖСК, ТСЖ, ЖК собрание может проводиться на основании заявления с подписями более 10% собственников.
  2. Надо получить в теплоснабжающей организации технические условия на установку счетчика, на основании которых будет проводиться проектирование и установка прибора.
  3. Проектная организация должна подготовить проект на установку прибора и смету на проведение работ. При этом учитываются особенности места установки, вид и модель прибора.
  4. Согласование проекта в единой теплоснабжающей организации, которая осуществляет выдачу технических условий.
  5. Приобретение утвержденного проектом прибора ОДПУ с поверительным клеймом.

После выполнения вышеперечисленных условий производится установка и ввод теплосчетчика в эксплуатацию. При монтаже общедомового счетчика отопления в жилом здании должна перекрываться вода.

Работы по установке должна выполнять квалифицированная компания, которая имеет большой опыт и знает, как установить прибор правильно. Последующая поверка и ремонт теплосчетчика выполняет та же организация.

ВАЖНО! Закон об энергосбережении РФ обязывает жителей многоквартирных домов устанавливать за свой счет общедомовые счетчики учета теплоэнергии, за исключением домов, находящихся в аварийном состоянии или не соответствующих техническим возможностям монтажа.

При помощи теплового счетчика можно с точностью подсчитать фактическое количество потребляемого тепла, что сокращает расходы на отопление до 30%. Выполнять установку прибора могут только специальные организации. Стоит учитывать, что монтаж возможен после выполнения всех условий установки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию