Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Системы отопления в автодомах: варианты отопителей для комфортной температуры в кемпере

Какие системы отопления существуют в автодомах?

Отопительные системы в автодомах и прицепах дачах делятся на несколько видов:

По источнику питания: газовые, электрические, на жидком топливе.
По вариантам теплоносителя: воздушные и жидкостные

К газовым относятся отопители торговых марок Alde, Truma, Primus.

retrailer_alde

Плюсы газовых отопителей в том, что природный газ экономичнее чем электричество и жидкое топливо, а так же энергетически эффективнее. Показатели автономности здесь тоже на высоте. Из минусов можно отметить, что российский газ бутан, который входит в состав пропан-бутановой смеси (что и именуется у нас на родине природным газом) при сильно отрицательных температурах не испаряется и переходит в жидкое состояние. Как следствие этого перестает работать отопитель, когда он так сильно нужен. Так же стоит отметить взрывоопасность, возможность утечек, а так же вредные пары угарного газа (если с выпускной системой отопителя не все в порядке). В Европе не везде присутствуют единые стандарты на газовое оборудование и с этим могут возникнуть проблемы.

Электрические нагреватели обычно встраиваются в газовые отопители Alde и Primus как запасной вариант, а так же продаются отдельно в огромном количестве. Помимо этого существует вариант со встроенными в пол электрическими матами.

retrailer_hot_floor

Здесь тепло передается за счет уложенной в мат проволоки с высоким сопротивлением. Все эти приборы просты в эксплуатации, не пожароопасны и стоимость их сравнительно не высока. Только вот расход электроэнергии получается очень затратный, а об автономности здесь и речи не идет (жидкотопливный генератор не в счет).

Жидкотопливные отопители представлены в основном компаниями Webasto и Eberspächer.

retrailer_webasto_termo_top_c

Достоинствами этих отопителей является автономность и доступность жидкого топлива (бензин или дизель, которые, в отличии от газа, можно найти в самых запрятанных закаулках нашей необъятной), которое берется прямо из бака автомобиля. Система отопления монтируется под пол кемпера, что позволяет экономить внутреннее пространство салона. Так же в зимнее время отопитель может работать и как предпусковой подогреватель, сначала прогревая двигатель, а затем жилой модуль и воду. Из минусов можно отметить, что, до недавнего времени, все жидкостные отопители были шумными и имели неприятных запах. Жидкое топливо более химически инертно, чем газ.

retrailer_webasto_air

Теперь разберем в чем принцип работы, плюсы и минусы систем с воздушным и жидкостным теплоносителем.

Отопители с воздушным теплоносителем производят торговые марки Truma, Carver, Webasto, Eberspächer.

retrailer_truma

Такие системы забирают холодный воздух внутри автодома, нагревают его, а затем проводят его обратно в жилой модуль напрямую или через систему воздуховодов. Воздушный обогрев является лидером по установке в дома на колесах прежде всего из-за своей привлекательной стоимости. Воздух в салоне обогревается значительно быстрее, чем при жидкостном теплоносителе. Так же, в первые 10 лет эксплуатации, воздушное отопление не требует никакого специального сервиса.

Из минусов по сравнению с жидкостным отопителем стоит отметить больший расход газа, неравномерность распределения тепла.

Отопители с жидкостным теплоносителем производят торговые марки Alde, Primus, Webasto, Eberspächer.

retrailer_eberspacher_hydronic_d5w

Такие отопители нагревают жидкость (воду или антифриз), циркулирующую по замкнутому контуру внутри прицепа дачи, которая транспортирует тепло к нагревательным элементам (батареям), где оно и отдается в качестве теплового излучения жилому пространству дома на колесах.

Плюсом является равномерность распределения тепла по всему салону, меньший расход газа, возможность увеличить мощность просто поставив дополнительную батарею в контур.

Читайте так же:
Светильники в ванную комнату на потолок: виды, принципы размещения, нюансы монтажа

Из минусов стоит отметить большую стоимость устройства и его техническую сложность, более медленный прогрев салона, более сложное техническое обслуживание (периодическая проверка на герметичность, удавление воздуха, замена каждые 2-3 года теплоносителя).

Так же такие системы как Alde и Primus комплектуются встроенными теплообменниками, которые позволяют греть водопроводную воду.

Отопление в кемпере

Для обогрева жилого отсека у нас используется газ. На борту автодома предусмотрен специальный небольшой отсек, в котором находится один или два баллона с газом. В нашем случае имеется пока что только один баллон, но мы и путешествуем практически только в тёплое время года.

Внутри жилого отсека кемпера, под шкафом для одежды, находится специальный газовый обогреватель фирмы Truma. Газ в него поступает из баллона через редуктор. Воздух, необходимый для сжигания газа, забирается снаружи через специальное отверстие на левом борту машины. Отработанные продукты горение выбразывается через «печную трубу», которая выходит на крышу кемпера.

Газовый обогреватель комнаты кемпера Truma

Таким образом, в жилой отсек отдаётся только тепло, а угарный газ при исправной системе с жилым отсеком не контактирует, кислород на сжиганеи газа у жителей не воруется.

Truma поджигает газ от батареек… Зачем так — непонятно. Вероятно, она изначально спроектирована для каких-то совсем автономных вагончиков, в которых нет даже 12-вольтового питания. Хорошо это или плохо — непонятно, приходится возить с собой запас пальчиковых батареек на всякий случай.

Уровень отопления, то есть температура воздуха в жилом отсеке, регулируется ручкой, расположенной прямо на нагревателе Truma. Принцип работы регулятора, практически, как в газовой плите: открыл краник побольше — газ горит сильнее. (Кстати, газовая плита тоже может в некоторой мере подогревать воздух внутри жилого отсека, но уже с потерями кислорода, и тепло от неё в основном будет оставаться где-то в районе кухонного блока).

Кроме того, есть ещё важный момент, характерный для обогрева кемпера. В жилом блоке нашего кемпера, за Трумой, расположен специальный, довольно тихо работающий вентилятор, который прогоняет воздух через теплообменник Трумы и по специальным трубам, примерно 2 дюймового диаметра, раздаёт подогретый воздух в разные углы кемпера. Например, в санузел, под порог входной двери, в дальние углы под диванчики и даже в кабину. Вентилятор работает от 12 V жилого отсека (см. также описание электроснабжения кемпера). Силу потока воздуха тоже можно регулировать со специального пульта, меняя скорость вращения вентилятора.

Пульт управления интенсивностью раздувки тепла

А также каждый выход тёплого воздуха имеет регулируемую заслонку, то есть можно перераспределять потоки: если надо, больше тепла направить в санузел. А если не надо, то наоброт, закрыть этот выход полностью.

Регулятор интенсивности раздувки

В штатной комплектации нашего кемпера не предусмотрен стационарный электрический обогреватель для отопления кемпера от сети, но предыдущий хозяин оставил нам небольшой масляный радиатор, который хорошо соотносится по размерам с Трумой и его тоже можно включить на обогрев и раздать тепло тем же вентилятором раздувки Трумы, что используется и при отоплении от газа.

Электронагреватель и Truma

Можно ли жить в кемпере в морозы? Я думаю, что да. Но насколько комфортно — нам ещё предстоит проверить. Если будет такая информация, я обязательно добавлю её на сайт.

Система отопления, вентиляции и кондиционирования

Серьезно стали задумываться об автокараванинге и хотите совершать длительные путешествия в комфортных условиях? Тогда нужно, в первую очередь, побеспокоиться о тепле и уюте кемпера. Чтобы правильно это сделать, нужно узнать, какие существуют системы отопления в автодомах, разобраться в их достоинствах и недостатках.

Читайте так же:
Выбираем схему водяного или воздушного каминного отопления частного дома: составные элементы и особенности организации

Мы расскажем не только о системах отопления, но и обратим внимание на эффективность работы каждой из них. После изучения материала можно будет без труда выбрать идеальный вариант обогрева кемпера с учетом простоты устройства, комфорта эксплуатации, автономности и безопасности системы.

Отопительные системы автодома

Все отопительные системы кемпера можно разделить по двум основным критериям – способ нагрева теплоносителя, источник топлива. Наибольшее распространение получили обогреватели с воздушным теплоносителем.

Суть их работы состоит в заборе холодного воздуха, его нагреве с последующей подачей в жилой модуль. Высокая скорость обогрева помещения и невысокая стоимость оборудования – вот основные показатели, объясняющие популярность таких отопителей.


Воздушные отопительные системы отличаются своей доступностью, компактными размерами и быстротой обогрева автодома

К недостаткам можно отнести высокий расход топлива и неравномерность распределения теплого воздуха. Система с жидким теплоносителем выглядит более сложной, но и более совершенной.

Ее работа основана на подогреве циркулирующей в системе воды, которая поступает в радиаторы, отвечающие за распределение тепла.


Отопление с жидким теплоносителем позволяет подключать не только радиаторы, но и организовать систему с теплым полом

При установке такой системы можно рассмотреть вариант отопителя с встроенным теплообменником, который помимо отопления будет обеспечивать жителей автодома еще и горячей водой.

Варианты для обогрева кемпера

Для обогрева автодомов могут быть использованы следующие источника получения тепловой энергии:

  • Электричество;
  • Твердое топливо (дрова, пеллеты, прессованные опилки, уголь);
  • Жидкое топливо (бензин, дизельное топливо);
  • Газ.

Рассмотрим кратко каждый из источников получения тепловой энергии и постараемся выбрать наиболее оптимальный вариант для обогрева кемпера.

Отопление кемпера электричеством

Электрическое отопление кемпера даже не рассматривается в качестве основного источника обогрева. Электрические радиаторы и система теплых полов требуют подключения к сети 220 V и мощность тока не менее 10 А. Это возможно только на обустроенных стоянках.


При установке солнечных панелей можно не волноваться о поиске благоустроенного кемпинга, а пользоваться электрическим отоплением и любыми электроприборами в любом месте стоянки

В пути не может быть и речи об электрическом отоплении, но вот на оборудованных кемпингах электрические конвекторные обогреватели могут пригодиться для сохранения запаса основного источника отопления.

Твердое топливо для печки

В основном, в качестве твердого топлива применяются дрова. В роли обогревателя выступает не полноценный топливный котел, а обыкновенная буржуйка.

Такая система отопления эффективна только для коротких поездок в течение 2-3 дней.


Дровяной котел отлично справляется с отоплением кемпера, но подходит лишь для коротких путешествий из-за необходимости наличия запаса дров, которые занимают много полезного места и очень быстро сгорают

Для длительного путешествия потребуется очень много дров, их размещение снизит вместительную площадь модуля. Да и об автономности такого обогрева не может быть и речи, так как дрова очень быстро прогорают и постоянно нужно отвлекаться на обслуживание печки.

Альтернативой дровам могут стать пеллеты или прессованные опилки, получившие название евродрова. Они хоть и расходуются гораздо медленнее, но все же для размещения их запаса также потребуется большая площадь.

Читайте так же:
Как заделать свищ в трубе с водой под давлением

Отопители на жидком топливе – бензин, солярка

В качестве жидкого топлива могут быть использованы бензин или солярка. Их забор происходит непосредственно из бака. Преимуществом такой системы является ее расположение.

Она размещена под полом кемпера, что позволяет рационально использовать площадь автодома. В холодное время года такая система может быть использована для прогрева двигателя перед запуском.


Дизельные отопители отличаются своей компактностью, не требуют дополнительной площади и не снижают полезный объем модуля, но создают довольно много шума при работе

Недостатком обогревателей на жидком топливе является высокий шум уровня при их работе. Даже при идеальной герметизации окон и двери кемпера не удастся полностью избежать запаха бензина или солярки в помещении.

К тому же постоянно придется следить за уровнем топлива в баке, так как в холодное время года его расход существенно возрастает. Остановиться с пустым баком за несколько десятков километров до заправки – не лучший вариант путешествия.

Отопители кемпера, работающие на газе

Основным преимуществом газовых обогревателей является их более высокая экономичность в сравнении с электричеством, жидким и твердым топливом. Кроме этого такие обогреватели характеризуются своей автономностью.

Современная автоматика газового оборудования позволяет не только выбирать режим работы, но и полностью автоматизировать работу отопительной системы.

Газовый отопитель для авто

Газовые отопители позволяют регулировать интенсивность обогрева, а современная автоматика не только автоматизирует работу системы, но и обеспечивает ее безопасную эксплуатацию

Компактные газовые баллоны стандартного размера способны на неделю обеспечить жителей кемпера теплом и достаточным запасом горячей воды даже в холодное время года. При необходимости, стандартные баллоны можно заменить баллонами большей емкости, увеличив при этом запас топлива в 8-10 раз.

Благодаря автономности работы, комфортной эксплуатации и высокой экономичности именно газовые обогреватели для гаражей и кемперов наиболее популярны среди большинства поклонников автокараванинга.

Поэтому именно на газовом отоплении кемпера мы остановимся более подробно, рассмотрим принцип работы оборудования, особенности установки, а также меры безопасности при их эксплуатации.

Система отопления и вентиляции автомобиля

Подчас бывает так, что погода на улице не всегда способствует комфортной поездке на своем автомобиле. Вот и получается, что некоторые автолюбители летом страдают от жары и зноя в своем автомобиле, а зимой — напрочь замерзают. Да что там говорить, и остальные времена года не особенно радуют погодными условиями. Наверное, хорошо каким-то арабам. У них все просто – поставил себе кондиционер и катайся на здоровье с комфортом. Да и жителям севера не плохо – комфорт можно создать только благодаря установке печки и правильному функционированию системы отопления. А как же нам, жителям средней полосы? У автовладельцев нашей страны проблем немного больше. Для создания комфортных условий необходима зимой печка, а летом — кондиционер. Система отопления в автомобиле занимает далеко не последнее место в обеспечении безопасности, а также комфорта. И это все обеспечивается правильной эксплуатацией и постоянным контролем ее работоспособности. Давайте рассмотрим, какие нужно предпринимать меры, чтобы система отопления автомобиля всегда находилась в исправном состоянии. Во-первых, в работе отопительной системы очень важное место занимает воздух встречного воздушного потока, попадающий в нее через специальные воздухозаборники. Чтобы объем и количество этого воздуха находились в нужном количестве в системе отопления, и для ее нормального функционирования необходимо периодически контролировать состояние вышеупомянутых воздухозаборников на наличие попавших в них попутно с встречным воздухом мусора, опавших листьев, снега и прочих засоряющих элементов. Наличие мусора в лучшем случае приведет к снижению объемов воздуха, и, как следствие, повлечет этим нестабильную работу системы отопления, а в худшем случае — этот мусор, под действием встречного воздушного давления, может продвинуться дальше в систему и начать разлагаться. Вот это уже повлечет неприятные запахи в салоне или выход из строя всей системы отопления. Во-вторых, не только воздух важен, но и уровень, как ни странно, охлаждающей жидкости. Потому что встречный поток, проходя через систему отопления салона, подогревается именно теплом жидкости охлаждающей двигатель, которая, в свою очередь, отдавая тепло потоку воздуха, охлаждается. В-третьих, для работы системы отопления с наибольшим коэффициентом полезного действия необходимо содержать стекла автомобиля в чистом состоянии. Это позволит уменьшить количество влаги, скапливающейся на них, и соответственно — уменьшить время на удаления этого конденсата. Если каждый автолюбитель станет соблюдать вышеперечисленные правила, то это хоть немного повысит безопасность на дорогах, а что самое главное — сохранит здоровье самому автомобилисту. А теперь можно поговорить о системе охлаждения, или, как принято говорить, вентиляции салона. Здесь существует два решения: использовать систему вентиляции, основанную на поступлении в салон непосредственно встречного набегающего потока воздуха, либо, предварительно закрыв все возможные места проникновения воздуха извне, включить кондиционер. Во втором случае включение кондиционера повлечет за собой увеличение удельного расхода топлива. Однако для тех, кого данный факт не беспокоит, существует еще один неприятный факт. Дело в том, что используемый в летнее время кондиционер в салоне автомобиля, создает естественный температурный порог с окружающей автомобиль средой. То есть, в салоне температура будет значительно ниже, чем на улице. У автолюбителей, постоянно проходящих через этот температурный порог, со временем могут разиться проблемы со здоровьем. Для автолюбителей, у которых автомобили не оборудованы системой кондиционирования воздуха, альтернативным способом спасения от летнего зноя становится система вентиляции. Принцип действия ее очень прост. По сути, система вентиляции и система отопления технологически одна и та же система. Но во втором случае встречный, заходящий в систему через специальные кожухи, поток воздуха дополнительно подогревается. Поэтому, поддерживать систему вентиляции в актуальном состоянии необходимо те ми же способами, что и систему отопления, за исключением второго пункта. Для комфортной эксплуатации автомобиля в осенне-весенние сезоны используется, так называемая, заслонка, или «смеситель». Принцип действия заслонки основан на контроле водителем температуры воздуха в салоне путем увеличения притока холодного встречного воздуха. Воздух, поступающий извне, смешивается с уже нагретым воздухом, в результате чего температура всей смеси снижается в зависимости от пропорции холодного и нагретого воздуха, а затем подается в салон.

Читайте так же:
Изоляция стальных газопроводов: материалы для изоляции и способы их нанесения

Выявление неисправностей топливной системы автомобиля || Покраска авто акриловой краской

Просмотр темы — Алде (Примус)

Система отопления с жидким теплоносителем (антифризом), производства торговых марок Alde или Primus. По своему строению эта система копируют водяное отопление в наших стационарных домах. По периметру салона в нижней его части проходит алюминиевая труба с надетыми на нее радиаторами-теплоотводниками.
Изображение

Котел (работающий автономно от газа либо от внешней сети 220В при возможности ее подключения в кемпинге) греет жидкий теплоноситель, а встроенный низкооборотистый насос (работающий от 12В), прокачивает его по отопительному контуру. Котлы Primus и Alde, устанавливаемые на моделях жилых прицепов 90-х годов выпуска существенно отличались между собой. Primus располагался в переднем рундуке каравана с газовым баллоном.

Изображение

Бойлер и электропечь (при их наличии) располагались внутри каравана. Управляется данный котел электроникой. Alde напротив, всегда располагается внутри каравана и всегда комплектуется электропечью и бойлером для воды.

Изображение

Управляется котел Alde механикой (котлы старого образца), что по объективным мерам, надежнее. Широкие возможности регулировки потребления газа, а именно регулируемый по давлению газовый редуктор и возможность отключения нескольких горелок (у ранних моделей котла Primus) делают систему отопления комфортной, эффективной и экономичной (по сравнению с воздушным аналогом от Truma). Максимальная мощность газовых котлов от Alde и Primus — 6 Квт. Мощность встроенной электропечи — 2 КВт.

Продуманная и эффективная циркуляция теплого воздуха

Теплый воздух, нагреваясь от батарей, поднимается на верх салона вдоль окон, заходит в специальные вентиляционные отверстия за верхними шкафчиками, выходит под крышу и охлаждаясь, устремляется вниз к центру каравана, где нагревается вновь. Поступление свежего воздуха в салон происходит через специальные вентиляционные отверстия, установленные на полу каравана, под кроватями.

Читайте так же:
Виды вытяжек для кухни без воздуховода

Изображение

Не редко, в комплектацию котлов Primus и Alde входит жидкостный теплый пол. В сендвич-панель пола на заводе закладывается змеевик из полиамидной трубки в которую так же подается жидкий теплоноситель. Естественно, как и основной контур, пол может греться как от газа так и от электричества. Стоит ли говорить, насколько незаменима данная опция в сильные российские морозы.

Изображение

В отличии от отдельных электрических или газовых бойлеров Truma Therme (TT2), Truma boiler gas (B10, B14) вода для водопровода в системах отопления Alde и Primus нагревается по средством теплообмена между жидким теплоносителем, обогревающим трейлер и водопроводной водой. Вода поступает в небольшой бак-теплообмемник, объемом около 8 л., в который так же заходит отдельный отопительный контур-змеевик. Плюсом этой системы является то, что вода для душа и мойки может греться как от газа так и от внешней сети 220В. Так же она экономична, так как зимой дом на колесах все равно отапливается и при нагреве водопроводной воды в системе расход энергии увеличивается незначительно. Но как же быть, если жилой прицеп эксплуатируется летом, когда не нужно центральное отопление, но нужна горячая вода? Отопительный контур салона и дополнительный контур для нагрева воды независимы друг от друга. На основном контуре есть специальный кран его перекрывающий. Если его перекрыть, жидкий теплоноситель будет циркулировать только по малому контору, нагревающему воду. Для регулирования температуры в системе есть 2 термостата. Один основной и отвечает за температуру внутри всего трейлера, может регулироваться либо быть полностью отключен. Есть так же дополнительный термостат на 70°C, устанавливаемый на теплообменнике для подогрева воды. Итак, в летнее время, что бы пользоваться горячей водой, но не греть сам автодом, вам необходимо перекрыть основной отопительный контур и отключить основной термостат. Нагрев воду в бойлере до 70°C, котел автоматически отключится и включится, когда температура в теплообменнике упадет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию