Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

Микроклимат в помещениях образовательных учреждений

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются: температура воздуха во внутренних помещениях детских садов и школ; влажность воздуха; свежесть воздуха.

Для детских садов определены нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже +21°C, рекомендуемая температура +24°C. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до +18°C, рекомендуется довести температуру до +22°C. В школьных помещениях температура воздуха по требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» должна составлять от +18°C до +24°C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских от +17°C до +20°C; в спальне пришкольного интерната от+20 до +24°C, в раздевальных комнатах спортивного зала +20+22°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять +19+21°C.

Может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях учреждений, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых и учебных комнат максимально допустимая температура составляет +24°C, а для спален – 22°C.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Тем не менее, следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей. Для поддержания влажности проветривание помещений пребывания детей должны проводиться регулярно. Именно проветривание является основным и единственным фактически доступным способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой проветривание заканчивается за полчаса до прихода детей. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно.

Высокая температура и нерегулярность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в помещениях детских садов и школ, что увеличивает заболеваемость среди детей. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. По научным сведениям, именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний: гайморит, тонзиллит, бронхит, отит, воспаление легких, аллергические заболевания дыхательных путей. Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере.

Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал учреждений должен контролировать их показания. Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Для повышения влажности желательно ограничивать доступ воздуха к отопительным приборам, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Читайте так же:
Что такое перекос фаз в трехфазной сети и как его проверить

Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

Алексей Дедюлин

Для своих детей мы стараемся выбирать все самое лучшее, качественное и полезное, независимо от их возраста. Но помимо здорового питания, развивающих игрушек и достойного образования, необходимо обратить внимание и на окружающую их среду. И, если самые основные параметры — температура и качество воздуха практически всегда соблюдаются в школах, колледжах и детсадах, то влажность воздуха в учреждениях образования далеко не всегда может соответствовать нормам.

Но как узнать, какие показатели являются оптимальными, как проследить за их соблюдением и сохранить здоровое самочувствие ребенка в любом возрасте?

Мы расскажем об основных санитарных нормах, установленных на законодательном уровне и поделимся рекомендациями медицинских работников о том, как максимально защитить своих детей от дискомфортного микроклимата вне дома.

Нормы влажности в образовательных учреждениях

Точные значения влажностного режима в образовательных учреждениях устанавливает ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

Если судить по таблице из этого документа, то помещения для отдыха и учебных занятий должны обладать оптимальной влажностью воздуха в 45-30%, однако допускается повышение заданных норм до 60%. Причем в любом заведении от дошкольного образовательного комплекса и до старшей школы.

Нормы влажности в детсадах

Однако, все не так просто. Параметры идеально комфортной среды выстраиваются в комплексе: влажность + температура воздуха + скорость движения воздуха. И только в едином ансамбле они создают необходимый микроклимат в помещении.

Но чтобы знать, о чем вообще идет речь и понимать, откуда берется влажность, разберем этот момент подробнее.

Понятие относительной влажности воздуха

Итак, из курса физики мы знаем, что предмет разговора может быть основан на абсолютной и относительной величине. Правда, мало кто помнит, что это такое и чем эти два понятия отличаются друг от друга.

Воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем представляет собой составной пазл из газов и водяного пара. Плотность водяного пара — это абсолютная влажность, содержащаяся в 1 куб. метре воздуха.

Рассчитывается плотность водяного пара по простой формуле:

p = m (пара):v (воздуха), где

m — масса, а v — объем воздуха в 1 куб. м.

Абсолютная влажность воздуха

С одной стороны, абсолютной величины должно было бы хватить для общего представления о том, сколько воды содержится во вдыхаемом нами газе, но на самом деле, оказалось, что организмы воспринимают ее по-разному, то есть, относительно возможного значения насыщения воздуха.

Рассчитывается по формуле:

φ = (р: рн) х 100%, где

р — плотность водяного пара, а рн — плотность насыщенного пара при заданной температуре.

Влажность воздуха

Так и появилось знакомое всем на слух определение, которое, как мы видим, напрямую связано с температурой окружающей среды и именно относительная влажность воздуха в детсаду, школе и другом общеобразовательном заведении нормируется по стандарту.

Почему так важны нормы влажности?

В образовательном учреждении ребенок проводит от 4 до 8 часов в день, а иногда и больше. Этого хватает для того, чтобы воздух в помещении мог повлиять на здоровье.

Читайте так же:
Разновидности и назначение кухонных воздухоочистителей

Пониженная увлажненность способствует пересушиванию слизистых глаз и носа, а значит, создает мостик для вирусов и бактерий. Кроме того, в чрезмерно сухом воздухе летает больше пыли, провоцирующей астматические приступы и бронхоспазмы.

В тяжелых случаях проявляется сухость кожи, волос, обезвоживание организма, нарушение терморегуляции тела.

Повышенная влажность воздуха

Вследствие всех этих факторов и были разработаны санитарные нормы и ГОСТы параметров относительной влажности воздуха помещений различного назначения в общеобразовательных учреждениях, как часть комфортного микроклимата.

Способы измерения влажности воздуха

Для измерений показателей влажностного режима есть также определенные правила.

Замеры проводят специальными приборами, гигрометрами, в центре помещения на высоте 110 см от уровня пола. При этом, если они проводятся вручную, должно быть не менее 3 контрольных фиксаций показаний с интервальным разрывом от 5 минут.

Если происходит автоматическая регистрация — замеры проводят на протяжении 2 часов.

Визуально определить нарушения вы также можете. Например, можно обратить внимание на окна. При повышенной влажности на них выпадает конденсат, так как стеклопакеты являются мостиками холода. Соответственно, на избыток влаги укажут плесень и потеки.

Но вообще, даже без специальных указателей влажность или сухость ощущаются сразу.

Психометрический гигрометр

Как вы видите, в приведенных выше таблицах указаны оптимальные и допустимые значения влажности. Оптимальные — 45-30%, допустимый предел — 60%. Почему такой разброс?

Оптимальные показатели влажности представляют собой самые комфортные для человека значения, способствующие наилучшей производительности умственного и физического характера, полностью безопасные для здоровья и жизнедеятельности.

Допустимые показатели — это так называемый предел, в состоянии которого может ощущаться небольшой дискомфорт и снижение работоспособности, но при этом, в силу каких-либо причин — инженерных либо финансовых, обеспечить оптимальный режим не представляется возможным в данный момент или длительное время.

Почему влажность не соответствует нормам?

В образовательных учреждениях обязаны строго следить за показателями микроклимата, особенно потому, что в них обучаются дети и соответственно, родительский присмотр под большим вопросом.

Взрослые несут ответственность за чужих детей — руководители, педагогический состав, воспитатели.

Ученик пишет на доске

Нарушения параметров влажности, как одной из важнейших частей микроклимата — явление достаточно частое.

Почему такое происходит? Рассмотрим стандартные причины:

    — в силу загрязнения вентиляции, неправильного построения воздухообменной системы или в силу ее непродуманности по количеству человек.
  • Система отопления не соответствует нормам, что провоцирует повышенную либо пониженную сухость.
  • Ненормированное количество людей в помещениях, превышающее установленное.
  • Плохое утепление здания, щели и прочие конструктивные дефекты.
  • Аварийные инженерные коммуникации.
  • Нарушение санитарных норм в столовой.
  • Проблемы с правильностью проветривания помещений.
  • Недобросовестность руководителей, где есть механическое побуждение в целях экономии

Эти и некоторые другие причины способствуют повышению или понижению влажностного режима.

Рассмотрим, каким образом в учебных заведениях спроектирована вентиляция и как с ее помощью достигают оптимального микроклимата.

Способы поддержания оптимальной влажности

Микроклимат, как уже было сказано, состоит из нескольких элементов и они тесно взаимосвязаны. Оптимальную влажность можно отрегулировать или испортить при помощи температурного режима и воздухообмена.

Рассмотрим, как обстоят дела с вентилированием школ и училищ.

Вентиляция в школьной столовой

Итак, вентиляция в помещениях практически всегда приточно-вытяжная. Приточка оборудуется механическим побуждением в школах, где учащихся более 200 человек и при этом она комбинируется с естественной в однократном воздухообмене.

Естественная вентиляция предусматривается в каждом помещении и осуществляется за счет коридоров, проветривания.

Читайте так же:
Труборез для стальных труб: виды, советы по подбору модели и нюансы грамотной эксплуатации

При оборудовании воздушного отопления, совмещенного с вентиляционной системой, обязательно предусматривается автоматическое управление, позволяющее в учебное время поддерживать должные параметры температурного режима от 15 градусов и влажности — от 30 до 60%.

Вытяжные каналы, как правило, проектируют из тех помещений, где нет форточек. Практически во всех помещениях вентиляционные секции не совмещаются.

Как правило, подобная схема вентиляционной системы помогает контролировать и устранять избыток/дефицит влажностных параметров.

Разумеется очень важно следить за уровнем температурного режима и воздухообмена, вовремя проводить проветривание помещений и проверку оборудования, а также его обслуживание.

Что делать при нарушении влажности?

Если вы каким-либо образом заметили, что в образовательном учреждении параметры влажностного режима явно не соответствуют нормам, бороться с этим не только можно, но и необходимо.

Жалоба на учреждение образования

Разумеется, если у вас есть претензии, первым делом следует обратиться к администрации школы с просьбой провести проверку и устранить нарушения, если они имеются. Заявление подавайте в письменном виде, в 2 экземплярах – один останется у секретаря либо сразу директора, второй, после подписи о принятии – у вас.

Если нарушения не устранены и вы считаете, что здоровью учеников из-за повышенной/пониженной влажности наносится ущерб, следует обращаться с письменной жалобой (опять-же в 2-х экземплярах), в муниципальное учреждение, контролирующее деятельность школы в вашем районе или области.

Обратите внимание, что жалоба должна быть подписана лично вами или написана коллективно, с подписями и их расшифровками остальных родителей. Анонимные жалобы рассматриваться не будут.

Вот образец жалобы на школу в муниципальные органы или Роспотребнадзор.

Как правило, проверки проводятся в незамедлительном порядке и виновные наказываются штрафными санкциями.

Выводы и полезное видео по теме

Как защитить ребенка не только в школе, но и в домашних условиях от нарушений микроклимата. Советы доктора Комаровского:

Итак, мы рассмотрели нормативные параметры влажностного режима в образовательных учреждениях. К счастью, чаще всего они соблюдаются безукоризненно, что способствует формированию здорового учебно-воспитательного процесса.

Но, даже если вы считаете, что права учеников нарушаются, теперь вы знаете как исправить этот факт в любом случае и сохранить их здоровье, а также обеспечить комфортное времяпрепровождение.

Пишите свои комментарии, задавайте вопросы по теме статьи – блок для связи расположен ниже.

О требованиях к микроклимату в образовательных учреждениях

Микроклимат – это совокупность показателей климата среды внутри объекта/учреждения, складывается из трех показателей:1) температура воздуха; 2) относительная влажность воздуха; 3) интенсивность воздухообмена.

Наши дети большую часть времени проводят в образовательных учреждениях – в первую половину дня это детский сад или школа, во вторую это секции и кружки.

В холодное время года в связи с подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ, хотим обратить Ваше внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в образовательных учреждениях. Это как раз одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа. Требования к микроклимату помещений в образовательных учреждениях регулируются санитарными правилами для дошкольных организаций — СанПиН 2.4.1.3049-13", для общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.2821-10", для образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 ".

1) Температура воздуха — в помещениях школы для учебных помещений, кабинетов, столовой, рекреации, вестибюля, гардероба составляет 18 — 24°C, 17-20°C — для спортзала, комнаты для проведения секционных занятий, мастерских. Для основных помещений детского сада: 22-24°C — приемные, игровые ясельных групповых ячеек, 21-23°C — приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек, 19-20°C — спальни всех групповых ячеек. В помещениях дополнительного образования для учебных кабинетов, помещений для музыкальных занятий, лекционных аудиторий — 20-22°C -, 18-22°C — в вестибюле и гардеробе, 17-20°C – в помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством, 20-22°C — в раздевальных при спортивных залах и залах хореографии. Любое отклонение температуры от нормы, как снижение, так и повышение несет вред детскому организму. Чем выше температура в помещении, тем суше воздух. Сухой воздух приводит к пересыханию слизистых оболочек и отключает систему местного иммунитета.

Читайте так же:
Вытяжка для ванной и туалета: тонкости создания проекта и нюансы обустройства системы

2) Относительная влажность воздуха – относительная влажность воздуха во всех помещениях образовательных учреждений должна быть в пределах 40 — 60%.

3) Интенсивность воздухообмена – главный способ его практической реализации является проветривание. Проветривание — самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах, так как вирусы мгновенно погибают в прохладном влажном движущемся воздухе и часами сохраняют свою активность в воздухе сухом, теплом и неподвижном. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Учебные помещения общеобразовательных организаций проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. Все помещения для занятий дополнительного образования должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. Во всех помещениях образовательных организаций сквозное проветривание в присутствии детей не проводится и проветривание через туалетные комнаты не допускается. Очень Важно помнить и соблюдать данные нормы в образовательных учреждениях! Нарушение параметров микроклимата (даже одного из показателей) как снижение, так и повышение ниже или выше пределов нормы может нанести большой вред детскому организму.

Требования к воздушно-тепловому режиму в детских учреждениях

Требования к воздушно-тепловому режиму в детских учреждениях

В связи с наступлением холодного периода года, сезонным подъёмом респираторных заболеваний усилен контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.

В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений образовательных организаций на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, разработаны требования к температурному режиму, которые являются обязательными для всех организаций не зависимо от форм собственности.

Здания дошкольных и общеобразовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. При установке ограждений отопительных приборов материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» температура воздуха в приемных, игровых для ясельных групповых ячеек должна составлять — 22-24°C, для младшей, средней и старшей групповых ячеек — 21-23°C, в спальнях всех групповых ячеек — 19-20°C, в туалетных ясельных групп — 22-24°C, в туалетных дошкольных групп — 19-20°C, в помещениях медицинского назначения – 22-24°C, в залах для музыкальных и гимнастических занятий — 19-20°C; в прогулочных верандах — не менее 12°C; в зале бассейна – не менее 29°C; в раздевалке с душевой бассейна – 25-26°C; в отапливаемых переходах — не менее 15°C. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 — 60%.

Читайте так же:
Вентиляция подкровельного пространства мансарды: тонкости проектирования + монтажный инструктаж

Все помещения дошкольных организаций должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В групповых помещениях и спальнях обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 — 4°C. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» температура воздуха в кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C, в спортзале, мастерских – 17-20°C, спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования – 20-24°C, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортзала – 20-22°C, душевых — 24-25°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C. В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной — трех фрамуг. При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в дошкольных организациях и учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций осуществляется с помощью бытовых термометров.

За период с 1 января текущего года специалистами ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области», с целью соблюдения температурного режима, обследовано 424 детских учреждения, проведено 13241 исследование параметров микроклимата на 1673 рабочих местах. На семи объектах выявлен факт не соблюдения температурного режима, не соответствовало санитарным нормам 31 рабочее место (118 исследований).

Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму в учреждениях для детей и подростков продолжается.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию