Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заправка сплит системы: как заправить фреоном климатическое оборудование своими руками

Как заправить домашний кондиционер самому: подготовка и простые инструкции

В процессе эксплуатации климатической техники, в том числе, бытовых кондиционеров, нередко наблюдается снижение производительности по холоду с течением времени. Причиной может стать уменьшение в системе количества хладагента. Именно поэтому вопрос, как заправить домашний кондиционер самому, интересует многих владельцев сплит-систем.

Когда требуется заправка фреоном

По статистике даже самый качественный кондиционер теряет в течение сезона до 8% закачанного хладагента. Значит, по меньшей мере, 1 раз в 2 года домашняя климат-система нуждается в дозаправке фреоном.

Явным признаком необходимости такого обслуживания становится увеличение времени набора заданных климатических параметров. Однако однозначно судить о том, что пришла пора заправлять кондиционер, достаточно сложно.

Причиной потери холодопроизводительности может стать не только утечка хладагента. Не меньшее влияние оказывает на нее загрязнение испарителя и конденсатора, радиаторов, проблемы с работой вентиляторов внешнего блока сплит-системы.

С высокой долей достоверности можно судить о необходимости заправки хладагентом только в случае, если система с правильной периодичностью проходит профилактику, а после чистки компонентов производительность по холоду так и не вышла на оптимальный уровень.

В процессе эксплуатации требуется периодическая заправка

В процессе эксплуатации требуется периодическая заправка

Частота очистки оборудования во многом зависит от места расположения блока:

  • Сплит системы на 1-4 этажах нужно чистить перед началом каждого сезона.
  • При установке блоков на высоте 5 – 8 чистку можно производить 1 раз в 2 года;
  • Блоки на 9 этаже и выше нуждаются в чистке не чаще, чем 1 раз в 3 года.

Большинство владельцев техники не имеют представления, как заправить домашний кондиционер самому. В действительности, процесс этот не столь сложен, однако потребует определенных знаний об устройстве оборудования, наличия специфических приборов и инструментов, навыков их использования.

При этом некоторые ошибки (например, избыточное количество хладагента в системе) могут привести к совершенно противоположному результату – вместо восстановления рабочих параметров климатическая установка полностью выйдет из строя. Чтобы исключить такой неприятный исход душе доверить работу по заправке специалистам сервисного центра.

Еще одним веским аргументом в пользу такого решения является весьма незначительная экономия при самостоятельном выполнении работ (в лучшем случае она составит 2-3 тыс. руб.).

Дозаправка или заправка

Логичный вариант восстановления работоспособности кондиционера при утечке хладагента из контура – восстановление его количества в системе или дозаправка.

Однако в случае с климатической техникой такая логика работает не всегда:

    Дозаправка возможна только в случае, когда сплит-система работает с однокомпонентным фреоном (содержит в составе только 1 вещество). К таким относятся, например, R22 и R32.
  • Для многокомпонентных фреонов дозаправка недопустима. Связано это с тем, что разные компоненты в составе хладагента имеют различные свойства, поэтому при утечках расходуются также неодинаково.
    Дозаправка вызывает дополнительный перекос в соотношении составляющих смеси, что моет значительно повлиять на характеристики и даже работоспособность оборудования. Большинство используемых- сегодня фреонов, в том числе, наиболее популярный R410A относится к многокомпонентным. Для них вместо дозаправки должна проводится полная заправка системы.

Подготовка к заправке

Начинать подготовку к заправке кондиционера необходимо с его чистки. Это позволит добиться оптимальной производительности все компонентов системы и, соответственно, исключить погрешности измерений, связанные с отклонением режимов работы от оптимальных.

В чистке нуждаются фильтры внутреннего блока сплит-системы и ее наружный блок.

Обслуживание последнего ведут в следующей последовательности:

Желательно провести механическую очистку

Желательно провести механическую очистку

Выполнить промывку

  1. Обесточить оборудование.
  2. Провести механическую очистку:
    • убрать грязь и пыль с наружной стороны кожуха;
    • демонтировать его;
    • удалить изнутри корпуса скопившийся мусор.
  3. Выполнить промывку. Для этого:
    • закрыть полиэтиленом электронный блок, чтобы исключить попадание воды;
    • влажной губкой удалить пыль и загрязнения с лопастей и элементов конструкции вентилятора;
    • аналогичным образом очистить конденсатор;
    • ручным пылесосом удалить пыль в труднодоступных местах.
  4. Произвести чистку радиатора. Для этого воспользоваться специальными щетками, промыть ячейки водой под напором или использовать пароочиститель.
  5. Установить кожух, оставит до полного высыхания влаги.

Чтобы не вывести из строя электронный блок, самостоятельно выполнять его очистку пользователю не следует. Эту работу должны выполнять только специалисты с соответствующим уровнем квалификации!

Следующим этапом подготовки является проверка системы на герметичность. Если скорость утечки хладагента превышает допустимую (те же 8% в течение сезона), скорее всего, есть проблемы с герметизацией соединений. Найти место серьезной утечки можно в процессе визуального осмотра магистралей и мест соединений.

Если найти проблемное место простым осмотром не удалось, помогут другие методы с использованием:

Ультрафиолетовый краситель

Опрессовка системы представляет собой закачку контура азотом через манометрический коллектор. Закачку осуществляют по допустимому давлению в контуре (указано в технической документации и на шильдике устройства).

После достижения давления подача азота в систему прекращается. В герметичной системе давление будет оставаться константой, если утечки сохранились – продолжится стравливание азота. В этом случае процедуру поиска проблемных мест и опрессовки следует повторить.

Вакуумирование

После того как восстановлена герметичность (система опрессована) выполняют вакуумирование:

  1. Подключают к манометрическому коллектору вакуумный насос.
  2. Запускают насос, открывают газовый вентиль.
  3. Давление в системе контролирую по показаниям манометра.
  4. При достижении минимума, насос отключают.
  5. Закрывают газовый вентиль.

При работе используют вакуумный насос с обратным клапаном, что позволит предотвратить попадание масла в контур циркуляции фреона. После опрессовки и вакуумирования коллектор не отключают, чтобы не допустить проникновения воздуха в систему.

Заправка кондиционера

Заправка кондиционера осуществляется только после удаления всего старого хладагента из контура. Если подготовка проводилась с опрессовкой и вакуумированием, этот этап уже пройден. В противном случае необходимо открыть замки сервисных штуцеров и дождаться полного удаления старого фреона из контура. После завершения замки закрыть.

Заправка кондиционера

Для заправки кондиционера необходимо знать, какое количество хладагента нужно закачать в контур.

Два лучших варианта такого контроля:

  1. Заправка по массе.
  2. Заправка по давлению.

В первом случае в систему закачивают указанную в технической документации массу фреона. Для этого:

    Баллон с хладагентом подключают к коллектору.
  1. Устанавливают баллон на электронные или механические весы.
  2. Выставляют ноль.
  3. Открывают газовый вентиль и заполняют систему фреоном.
  4. Ведут контроль показаний весов.
  5. При достижении заданного изменения веса баллона (перекачке заданной массы фреона в контур) закрывают вентиль.
  6. Отсоединяют баллон от коллектора.
  7. Снимают коллектор, закрывают сервисный штуцер на магистрали.

Заправка по давлению

В этом случае последовательность действий остается той же, но фреон баллон на весы не устанавливают, а подачу ведут не непрерывным потоком, а порциями. Давление в системе контролируют манометром коллектора. Подачу продолжают до достижения номинальной величины давления.

Давление в системе зависит от температуры. Оптимальные величины указывают в технической документации или в таблице на шильдике агрегата. При необходимости для конкретной величины температуры легко рассчитать поправки по табличным данным.

По давлению можно произвести и дозаправку системы. После подключения манометрического коллектора, прибор показывает текущее давление хладагента. Закачку из баллона производят до достижения номинальной величины.

Читайте так же:
Срок службы газовых труб: нормативы эксплуатации газовых коммуникаций

Заправка по мерному стеклу

Используется, как правило, специалистами сервисного центра. В систему добавляется хладагент до тех пор, пока фреон не вытеснит воздух из трубопроводов системы. Об этом свидетельствует отсутствие пузырьков газа (за их наличием как раз и наблюдает через смотровое окно). После стравливают излишек давления до номинальной величины.

Заправка по перегреву

Заправка по перегреву

Заправка по перегреву

Способ основан на поредении разницы температуры в контуре и температуры кипения хладагента. Для работы:

  1. Включают агрегат.
  2. На газовую трубу устанавливают электронный термометр. Он показывает температуру фреона в контуре.
  3. По показаниям манометра на коллекторе определяют температуру кипения хладагента.
  4. Вычисляют разницу. Превышение предела 5-8 о С говорит о недостаточном количестве фреона и необходимости дозаправки. Открывают вентиль на баллоне, приоткрывают жидкостный вентиль коллектора для стравливания воздуха (время – не более 1с).
  5. Открывают газовый вентиль коллектора.
  6. Проводят замеры температуры и давления в системе, рассчитывают разницу температур.
  7. Процесс продолжают, пока разница не окажется в допустимых пределах 5-8 о С.
  8. Закрывают газовый вентиль коллектора.
  9. Закрывают вентиль на баллоне.
  10. Отсоединяют коллектор.
  11. Закрывают сервисный штуцер.

Вопросы и ответы

Рекомендуется делать это небольшими порциями, дожидаясь установления показателей на приборах. Это повышает точность расчетов.

Обмерзание кранов, чаще всего, говорит о недостаточном количестве фреона в системе. Следует произвести повторную дозаправку. Если ситуация не изменится, необходимо искать место утечки хладагента.

Количество фреона зависит от модели кондиционера (прежде всего, его мощности) и длины трасс. Так в устройстве мощностью порядка 7кВт при минимальной длине магистралей содержится 750-800 г фреона. В мощных системах этот показатель может превышать 1.5 кг.

Рассчитать массу оставшегося в системе хладагента – задача очень сложная, ее не решат даже в большинстве сервисных центров. Следует выбрать другой метод дозаправки или выпустить весь фреон и провести полную заправку.

Недостаточное количество хладагента скажется только на производительности агрегата – он будет медленнее набирать температуру или не достигать предельных показателей. Избыток же фреона приводит к выходу оборудования из строя.

Домашний кондиционер можно заправить или дозаправить фреоном самостоятельно. Операция не столь сложна, однако требует применения специальных инструментов и некоторых навыков. Кроме того, при серьезной ошибке можно вообще вывести оборудование из строя. Соответственно, лучше не гнаться за экономией в 2-3 тыс.руб, а поручить выполнение работ специалистам сервисного центра.

Как самостоятельно заправить кондиционер фреоном?

Как заправить кондиционером самостоятельно

В первую очередь снижение хладопроизводительности. Система станет еле-еле холодить, то есть почти или совсем не будет чувствоваться разница с комнатным воздухом.

Обмерзшие краны наружного блока. При работающей сплит-системе на охлаждение можно посмотреть на краны наружного блока, куда подходят фреоновые трубки из помещения. Один из кранов может быть обмерзшим или покрыт инеем.

Утечка фреона на кранах наружного блока

1. Теплообменники внутреннего и наружного блоков чистые. Как правило после нескольких лет эксплуатации сплит-системы, она нуждается в обслуживании. Наружный блок может забиться пухом и грязью, а вентилятор внутреннего блока зарости плесенью. Дренаж засориться из-за чего конденсат начнет капать в помещение. Фильтры забиться пылью.

2. Ваш кондиционер запускается в режиме охлаждения и начинает поступать холодный или прохладный воздух из внутреннего блока. Это говорит о том, что компрессор запустился.

3. Вентилятор наружного и внутреннего блоков работают и вращаются довольно быстро.

Замерить разницу температур воздуха на входе во внутренний блок, поместив термометр не верху внутреннего блока, и на выходе из него, откуда выдувается поток воздуха. Считается нормой если ваша система может снизить температуру входящего воздуха хотя бы на 10 градусов. Если этот показатель больше 10 градусов(к примеру в комнате 30 градусов, а сплит выдувает 18, соответственно разница 12 градусов) тогда заправка не нужна. Если же меньше 10, тогда вероятнее нужна.

Если все эти пункты выполнены тогда идем дальше.

разводной ключ

Манометрический коллектор низкого давления для заправки фреона

Шланги для манометрического коллектора

Переходник с r22 на r410

Шильдик кондиционера с фреоном

  1. Откручиваете заглушку крана на наружном блоке.
  2. Накручиваете шланг ровной стороной на манометр низкого давления. Как правило снизу. Проверьте чтобы вентиль манометра был в закрытом положении.
  3. Накручиваете шланг с манометром к крану с открученной раннее заглушкой.
  4. Включаете сплит на охлаждение и самую большую силу выдува(обычно она регулируется на пульте кнопками «Fan» или со значком вентилятора).
  5. Когда запуститься компрессор давление на манометре упадет. Если давление близко к 0 или ниже нуля, тогда можно предположить, что в системе есть серьезная утечка, без устранения которой весь заправленный фреон со временем утечет, постепенно сокращая ресурс компрессора замена которого стоит приличных денег. Да и сам заправленный хладагент стоит не мало. В данном случае нужно найти и устранить утечку, отвакуумировать систему, после чего точно по граммам заправить сплит.
  6. Прикручиваете к манометру второй шланг ровной стороной. Как правило слева.
  7. Другой конец шланга нужно накрутить на баллон с фреоном.
  8. Открываете вентиль на баллоне.
  9. Чуть-чуть откручиваете шланг который идет от баллона к манометру в месте где он накручивается на манометр, чтобы газ выдавил воздух из трубки(около 2-3 секунды), и закручиваете плотно назад.
  10. Так же поступаете с другим шлангом который идет от вентиля наружного блока к манометру. В месте где он накручивается на манометр, слегка откручиваете шланг чтобы вышел воздух.
  11. Открывая вентиль на манометре заправляете сплит. Старайтесь не открывать вентиль на полную, а по чуть-чуть добавлять хладагент в систему.

В сплит-системе до 20 м 2 (7-ка) – примерно 450-550 грамм фреона. До 25 м 2 (9-ка) уже 500-600 грамм, а в системах до 35 м 2 (12-ка) – 600-800 грамм. Мы уже говорили, что фреон это газ и при разной температуре окружающей среды он либо расширяется либо сужается. На манометре при одном и том же объеме хладагента в системе может показываться разное давление.

  • Дозаправлять сплит лучше всего когда на улице довольно тепло, даже жарко. Больше 25 градусов.
  • Фреон R22 заправлять не больше 4,8 атмосфер
  • R410a не больше 8,4 атмосфер
  1. Перекрываете вентиль на манометре.
  2. Закрываете вентиль на баллоне.
  3. Откручиваете шланг от баллона потом от манометра.
  4. Откручиваете шланг от крана наружного блока. Лучше это делать в каких либо защитных перчатках или через тряпочку, чтобы хладагент не попал на руку при откручивании шланга. Потом от самого манометра.
  5. Закручиваете заглушку крана наружного блока.
  6. Всё! Ваша сплит-система дозаправлена.
Читайте так же:
Как провести ремонт дренажного насоса своими руками: обзор частых поломок

Случается так, что спустя некоторое время после установки сплита, к примеру пару лет, вы можете заметить что ваша система стала охлаждать не так как раньше. Это может быть из за незначительной допустимой утечки фреона на вальцовочных соединениях. Обычно это 5-7% от общего объема в год. Тогда раз в несколько лет дозаправка 100-200 грамм фреона при обслуживании сплит-системы будет почти незаметной в финансовом плане. Если же вам приходится дозаправлять фреон каждый год, тот стоит задуматься о поиске и устранении утечки, конечно же силами специалистов.

На первый взгляд процесс заправки сплит-системы своими руками может показаться не таким уж и тяжелым, но стоит учесть, что вам придется потратится на оборудование, а это манометр со шлангами, возможно переходник и сам фреон.

Если Вы не хотите обременять себя лишними заботами, то лучше доверить это дело опытным мастерам, которые знают все нюансы при дозаправке кондиционеров и не навредят вашей системе. Ведь как недостаток фреона так его избыток в системе ускоряет процесс износа компрессора, поломка которого приведет к дорогостоящему ремонту.

Полная инструкция по заправке домашних кондиционеров

Доброго всем времени суток! Сегодня в статье мы поговорим про заправку сплит-системы. Во время её эксплуатации или сразу после некачественной установки можно обнаружить нехватку хладагента (фреона) в системе. Если причиной утечки является заводской брак (негерметичность радиатора внутреннего или внешнего блока), то это обычно проявляется в процессе монтажа устройства. Если заводского брака не выявилось, то основных причин утечки остается всего две:

    первая причина – это ошибки установки (примерно 80% случаев утечки). Чаще всего это связано с некачественной вальцовкой медных трубок. В таком случае необходимо найти и устранить причину утечки, прежде чем заправлять «кондёр»;
  • вторая причина – это естественная утечка (если так можно выразиться). Хотя, по теории фреоновый контур должен быть герметичен. Даже в дорогих моделях не исключается незначительный выход хладагента через соединения и сервисные краны.

Процесс заправки кондиционера хладагентом недолгий, но требует внимательности, осторожности и понимания всего процесса. Малейшие ошибки при «закачке» фреона могут привести к серьезным поломкам сплит-системы. И можете пострадать сами. Поэтому КРАЙНЕ НЕ СОВЕТУЮ ПРОВОДИТЬ ЭТУ ОПЕРАЦИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО БЕЗ НАВЫКОВ КОНДИЦИОНЕРЩИКА.

Заправка сплит системы

Представим, что причину утечки мы уже нашли и устранили. Теперь необходимо выполнить полную заправку кондиционера. Что нам необходимо сделать:

  1. Стравливаем остатки фреона в системе. Для этого на внешнем блоке откручиваем гайки медных трубок против часовой стрелки.Откручиваем гайки трубок
  2. Когда весь газ стравится, прикручиваем гайки с трубками обратно.
  3. Подсоединяем ЛЕВЫЙ шланг манометра к штуцеру внешнего блока (к которому подходит трубка большого диаметра). СРЕДНИЙ шланг манометра подсоединяем к вакуумному насосу. Открываем шестигранником оба крана на внешнем блоке, чтобы воздух потом откачивался из всей системы (из внутреннего и внешнего блока и из трубок).Открытые краны внешнего блока
  4. Запускаем насос и открываем ЛЕВЫЙ кран на манометре (против часовой стрелки).Подсоединенные манометры с насосом к кондиционеру
  5. Ждем несколько минут пока «откачается» воздух. Для небольших кондиционеров (до 2,7 кВт. мощности) и короткой «трассой» (до 5 метров), ждите от 8 до 10 минут.
  6. По окончании «откачки» воздуха перекрываем ЛЕВЫЙ кран манометра, и сразу после этого отключаем насос. Смотрим на показания манометров (стрелка должна стоять на месте «-1»).Стрелка манометров указывает на "-1"
  7. Затем отсоединяем СРЕДНИЙ шланг манометра от насоса и подсоединяем его к баллону с фреоном.
  8. Открываем кран на баллоне, переворачиваем его и ставим на весы. Чтобы хладагент закачивался в жидком состоянии.Баллон с хладагентом установлен на весах
  9. Открываем на несколько секунд ПРАВЫЙ кран манометра (около 3-5 секунд, пока не выйдет жидкий фреон). Чтобы выдавить воздух из манометров, чтобы он не попал потом в кондиционер.
  10. Наконец, переходим к закачке хладагента. Находим на шильдике кондиционера нужное количество фреона. Сбрасываем показания весов. Затем периодически приоткрываем ЛЕВЫЙ кран манометра и строго по весам контролируем количество фреона (поступившего в кондиционер). Когда нужный вес фреона заправлен, закрываем ЛЕВЫЙ кран манометра.Шильдик на кондиционере с весом фреона
  11. Далее закрываем кран на баллоне с фреоном. Стравливаем остатки фреона из манометра, открыв ПРАВЫЙ кран манометра.Весы показывают сколько фреона заправлено
  12. Отсоединяем ЛЕВЫЙ шланг манометра от штуцера кондиционера. Внимание. здесь нужно быть СУПЕР аккуратным и ОЧЕНЬ БЫСТРО открутить шланг, чтобы и не обжечься фреоном (обязательно в перчатках). Даже специалисты со стажем могут пострадать при этой операции.

Что ещё нужно знать:

В бытовых кондиционерах используется три типа фреона. Многокомпонентный фреон марки R410 пришел на смену R22 (озоноразрушающий). Затем появился фреон R32. Один из компонентов 32 и 410 фреонов более летуч. Если происходит их утечка, то изменяется состав хладагента. Чтобы обеспечить идеальный состав этих фреонов не исключается полная перезаправка. Тогда как устаревший R22 можно просто дозаправить.

В процессе работы с фреоном нужно соблюдать технику безопасности, неосторожные действия могут привести к серьезным ожогам. Если вы не уверены в своих силах, то не беритесь за это дело. Оставляйте ваши комментарии, если статья была полезна! Рекомендую посмотреть данное видео, где наглядно показан весь процесс заправки.

Когда закрываем краны шестигранником на внешнем блоке? Сразу после вакуумизации или после заправки? Во время заправки кондиционер должен работать?

Как заправить кондиционер дома своими руками: правильная подготовка и инструкции по выполнению работ

Количество заправленного в кондиционер хладагента (фреона) не остается постоянным. Во время работы часть жидкости испаряется, например, через неплотные соединения в блоках и магистралях. Это, соответственно, приводит к возрастанию нагрузки на основные агрегаты климатической системы и потере производительности при охлаждении/обогреве.

Тем, кто хочет решить проблему без привлечения специалистов сервисных компаний нужно знать, как заправить кондиционер дома своими руками.

Как узнать, что нужна заправка?

Данные сервисных предприятий показывают, что даже качественное оборудование премиум класса теряет фреон в процессе эксплуатации. В среднем объем таких потерь за сезон составляет до 8% объема первоначальной заправки. Вывод понятен – как минимум, 1 раз в 2 года придется озаботиться восполнением хладагента в климат-системе.

Однако этот основной признак нельзя считать однозначным. Аналогичная потеря производительности техники может возникнуть и по другим причинам. Наиболее часто среди них встречаются проблемы с вентилятором внешнего блока или загрязнение основных компонентов системы – радиаторов, конденсатора, испарителя.

Решение о заправке/дозаправке хладагента будет оправданным только если:

  • кондиционер эксплуатируется в точном соответствии с документацией производителя;
  • профилактическое обслуживание проводится с правильной периодичностью;
  • чистка не привела к восстановлению производительности оборудования.

Периодичность профилактической чистки
сплит-системы определяется расположением наружного блока (высотой установки):

  • При установке на высоте 1-4 этажа (пространство с максимальной
    запыленностью) чистить блоки следует перед началом очередного сезона.
  • Системы, установленные на 5 – 8 этажах нуждаются в чистке реже – в среднем 1 раз
    каждые 2 сезона.
  • Место установки 9 этаж и выше определяет еще меньшую частоту обязательной
    профилактики — 1 раз в 3 и больше сезонов.
Читайте так же:
Надземные и подземные газопроводы: особенности устройства и прокладки

Что требуется – дозаправка или полная заправка

Восстановление первоначального объема хладагента в системе должно восстановить производительность или работоспособность кондиционера. Однако для некоторых моделей климатической техники дозаправка оказывается недопустимой, они требуют освобождения системы от фреона и полной заправки.

Определяется выбор варианта заправка/дозаправка используемым в системе хладагентом:

  • Техника, использующая многокомпонентные фреоны (смеси веществ) требует полной заправки. Это обусловлено различиями в свойствах компонентов, прежде всего, различными утечками. Соответственно, дозаправка не может устранить возникающий дисбаланс в концентрации составляющих. Это, в свою очередь, чревато ухудшением эксплуатационных показателей, а иногда – полным выходом техники из строя. В настоящий момент именно многокомпонентные смеси используются в большинстве моделей домашних кондиционеров. Самый известный из таких хладагентов – R410.
  • Однокомпонентные фреоны (состоящие из одного вещества) допускают дозаправку. Примерами распространенных хладагентов такого типа могут служить R22 и R32.

Подготовка

Прежде чем приступить к заправке/дозаправке кондиционера следует провести подготовительные работы.

Чистка

Чистка кондиционера – обязательный этап подготовки перед заправкой. Причем выполняется она прежде любых других работ. Ее выполняют, чтобы гарантированно получить оптимальные режимы работы всех узлов и агрегатов системы. Это позволит убрать погрешности измерений и упростит поиск проблемных участков.

Последовательность работ по его обслуживанию включает:

    Отключение оборудования от питающей электрической сети.
  1. Механическую очистку (удаление загрязнений), а именно:
    • чистку кожуха с внешней стороны;
    • его демонтаж;
    • удаление мусора во внутреннем пространстве блока.
  2. Промывку узлов, которую выполняют в следующем порядке:
    • Защищают от попадания влаги электронный блок (этап обязательный, поскольку вода в электронной схеме может вызвать ее полный выход из строя и необходимость дорогостоящего ремонта). Для защиты достаточно тщательно закрыть поверхность узла полиэтиленом.
    • Очищают лопасти и другие внешние элементы конструкций вентилятора от пыли и налипшей грязи. Промывку ведут влажной губкой.
    • Влажной губкой очищают поверхность конденсатора.
  3. Накопившуюся в труднодоступных местах пыль убирают пылесосом.
  4. Очищают поверхность радиатора. Пыль и грязь счищают щеткой, затем производят промывку поверхности напором воды или пароочистителем.
  5. Производят установку кожуха, дальнейшие работы выполняют только после полного высыхания.

Проверка герметичности

Эти подготовительные работы проводят, если расход фреона в системе превышает допустимые значения. Они необходимы, если утечка в течение сезона оказывается выше 8-10%.

Наиболее частые проблемные места – стыка трубопроводов и блоков, где имеет место нарушение герметичности. В большинстве случаев для их обнаружения достаточно визуального осмотра.

В случае, если существующая проблема не выявлена в процессе осмотра, прибегают к более точным (и, естественно, сложным) методам.

Для поиска можно использовать:

  • Мыльный раствор. Его применение позволяет точно локализовать место разгерметизации, если известна область ее возникновения.
  • Галоидный искатель. Применение основано на свойстве изменения цвета пламени в присутствии паров хлора. Метод работает только
    с оборудованием, заправленным хлорсодержащими фреонами.
  • Воду. Хорошо известный метод поиска мест разгерметизации по появлению пузырьков газа после погружения. Один из наиболее сложных,
    поскольку требует предварительного удаления фреона и закачки системы азотом.
  • Ультрафиолетовый краситель и УФ-подсветку. После подмешивания в систему красителя, место утечки светится в лучах УФ-лампы.

Вообще, специалисты рекомендуют при проявлении подозрений на разгерметизацию системы:

  • удалить весь хладагент;
  • произвести закачку системы азотом;
  • выполнить поиск негерметичностей;
  • устранить проблемы;
  • произвести опрессовку и вакуумирование.

Опрессовка и вакуумирование

Этот этап не обязателен при отсутствии проблем с герметичностью системы. В то же время, если производился поиск мест утечки, без его проведения не обойтись.

Опрессовка

Под этим термином подразумевают заполнение системы азотом под давлением, соответствующим максимально допустимому для системы. Используют для этих целей манометрический коллектор, который позволяет контролировать давление в системе. Предельное значение можно посмотреть в технической документации или на шильдике на блоке сплит-системы.

Азот подают до достижения давлением максимальной величины, после чего закачку системы газом останавливают и контролируют показания манометра. В исправном (герметичном) контуре они должны оставаться неизменными. Падение давления свидетельствует о наличии проблемных участков и требует повторения их поиска.

Вакуумирование

Этот этап подготовки проводят после восстановления герметичности и опрессовки системы. Его суть – в полной откачке газа (жидкости) из контура.

Работы ведут в следующем порядке:

  1. Присоединяют вакуумный насос к подключенному в систему манометрическому коллектору.
  2. Включают насос, открывают на коллекторе газовый вентиль.
  3. Оставляют насос в работе до достижения минимума давления в системе. Контроль за давлением ведут по шкале манометра.
  4. Отключают насос, газовый вентиль перекрывают.
  5. Коллектор оставляют подключенным, вентили закрытыми, чтобы предотвратить попадание воздуха в контур перед заправкой.

Заправка/дозаправка

По массе

Этот метод состоит в закачке в контур хладагента, масса которого соответствует указанной в техдокументации производителя. Подходит только для полной заправки, поскольку измерить массу оставшегося в контуре фреона в домашних условиях невозможно.

Последовательность действий:

    Удаляют из системы остатки хладагента, для чего открывают замки сервисных штуцеров в контуре и оставляют до полного истечения фреона. Замки закрывают. Если на подготовительном этапе проводились опрессовка и вакуумирование, шаг нужно пропустить.
  1. Подключают баллон с фреоном в систему через коллектор.
  2. Размещают баллон на весах, фиксируют показания (лучше использовать электронные весы, на которых проще контролировать изменение массы).
  3. Открывают газовый вентиль для заполнения контура, постоянно контролируют показания весов.
  4. Когда изменение веса баллона достигнет заданной (указанной в техдокументации) величины, вентиль закрывают, отсоединяют баллон, закрывают штуцер в контуре и снимают коллектор.

По давлению

Метод заправки по давлению подходит как для полной заливки системы, так и для дозаправки. Суть метода в том, что хладагент подают в контур до тех пор, пока не установится оптимальное (указанное производителем оборудования) давление.

Последовательность действий повторяет приведенную для заправки по массе. Отличие состоит только в методике контроля количества поступившего в систему хладагента. Измерения проводят не по массе баллона, а по показателям манометра на коллекторе.

Чтобы обеспечить необходимую точность подачу ведут порциями, дожидаясь после каждого установления показаний прибора.

По стеклу (смотровому окну)

Этот метод также подходит для заправки и дозаправки фреона. После подключения баллона в контур через коллектор, подачу хладагента ведут до тех пор, пока он не вытеснит из всех магистралей системы воздух (газ).

О завершении процесса судят по прекращению выделения газовых пузырьков при наблюдении через мерное стекло. После этого отсоединяют баллон и через газовый вентиль стравливают излишек хладагента, контролируя давление в системе по манометру.

Читайте так же:
Утеплитель для потолка в частном доме: виды используемых материалов + как правильно выбрать

По перегреву

Способ основан на использовании свойств охлаждающего замкнутого контура. Разница между температурой в нем и температурой кипения фреона при достаточном количестве последнего составляет фиксированную величину. Соответственно, необходимо только получить показания двух термометров.

Принцип заправки:

  1. Включить кондиционер (измерения проводят на работающем устройстве).
  2. Измерить температуру в контуре термометром, предварительно установленным на газовую трубу.
  3. Посмотреть давление на манометре коллектора, по таблицам определить температуру кипения хладагента.
  4. Рассчитать разницу температур, она не должна превышать 5-8 о С. Большее отклонение свидетельствует о необходимости дозаправки.
  5. Подключают баллон коллектору, открывают вентиль.
  6. Стравливают воздух через жидкостный вентиль коллектора (открывают его на время до 1 с).
  7. Подают порциями хладагент в систему, открывая на коллекторе газовый вентиль.
  8. После каждой порции повторяют контрольные операции с измерением температур и расчетом их разницы.
  9. Завершают заправку, если после очередной порции хладагента разность температур оказалась в допустимом диапазоне 5-8 о С.
  10. Снимают баллон, закрывают штуцер в контуре, отсоединяют коллектор.

Вопросы и ответы

Во-первых, это повышает точность измерений, во-вторых, позволяет избежать заливки в систему лишнего хладагента и, как следствие, серьезных последствий.

Основная причина – недостаточное количество хладагента. Соответственно, дозаправку нужно повторить, или, если это не решит проблему – искать место разгерметизации контура.

Такую задачу не решают даже большинство сервисных компаний. Соответственно, решить проблему с заправкой можно двумя способами – отказаться от заправки по массе в пользу другого метода или полностью удалить из контура хладагент и провести полную заправку.

Нужно исходить из того, что количество хладагента в баллоне должно с запасом перекрывать потребности системы. Последние зависят от конкретной модели и мощности оборудования, длины магистралей. Так, для сплит-системы 7-8 кВт нужна масса фреона 700-800 г, а на каждый метр трубопроводов – дополнительно 15-30г.

При недостаточном количестве хладагента система остается работоспособной, но теряет в производительности. При избыточной, перегрузка агрегатов неизбежно приводит к их выходу из строя. Поэтому лучше заправить кондиционер меньшим количеством фреона.

Многих домашних мастеров интересует, как заправить кондиционер дома своими руками. Технологию может освоить практически каждый, однако потребуются специфические инструменты и навыки работы с ними. Чтобы избежать грубых ошибок и выхода климатической техники из строя, лучше воспользоваться услугами специализированных сервисных компаний, тем более, что сэкономить на самостоятельной заправке удастся не так уж много – порядка 2-3 тыс. руб.

Видео-советы

Заправка сплит системы: как заправить фреоном климатическое оборудование своими руками

Алексей Дедюлин

Утечка хладагента – одна из самых распространенных причин плохой работы кондиционера. Для устранения неполадки требуется заправка сплит системы и контроль герметичности корпуса оборудования.

Выполнение этой процедуры лучше доверить специалистам компании, с которой заключен договор на сервисное обслуживание кондиционера. Провести заправку самостоятельно достаточно сложно – нужно учесть ряд нюансов технологического процесса, а также иметь под рукой специальное оборудование.

Всем, заинтересованным в вопросе, предлагаем разобраться, как подготовить прибор, проконтролировать количество фреона в системе и осуществить заправку кондиционера. Понимание процесса пригодиться, чтобы проконтролировать действия мастера или выполнить работу самостоятельно.

Что нужно знать о хладагенте?

В качестве хладагента в современных сплит-системах обычно используют фреон. Это газообразное вещество, которое при сжатии переходит в жидкое состояние. Проходя по внутреннему контуру устройства, фреон поглощает тепловую энергию. В наружном блоке он отдает тепло окружающему воздуху.

Важная часть системы – компрессор, который постоянно взаимодействует с хладагентом, сжимая его до жидкого состояния. Если фреона в контуре слишком мало, оборудование будет работать с перегрузками, что почти наверняка приведет к его скорой поломке.

Заправка наружного блока фреоном

Следует отметить, что стоимость компрессора может составить больше половины цены за новую сплит-систему. Поэтому, обнаружив недостаток фреона в системе, нужно проверить компрессор и выполнить заправку как можно скорее.

Если производительность кондиционера упала, он стал медленнее охлаждать помещение, скорее всего, пора проверить количество хладагента в контуре.

Об утечке фреона может также свидетельствовать обмерзание наружной трубы контура. Очень часто хладагент вытекает из-за разгерметизации системы. Но даже если никаких поломок нет, а монтаж кондиционера выполнен правильно, в течение года количество газа может уменьшиться на 8-10%.

Если кондиционер безупречно работал в течение нескольких лет, обслуживание сплита проводилось в соответствии с рекомендации производителя, а потом агрегат стал охлаждать помещение недостаточно быстро, скорее всего, нужна дозаправка.

Но не всегда возможно просто долить в систему небольшую порцию хладагента. Некоторые виды этого материала нужно полностью удалять из контура, а затем заполнять его новым фреоном.

Обморожение трубки сплит-системы

Чаще всего современные кондиционеры заправляют фреоном марок R-410А и R-407С. Последний представляет собой смесь из трех разных хладагентов. Именно эту марку нельзя добавлять к остаткам вещества в системе. Компоненты состава испаряются с разной скоростью, поэтому при утечке пропорции изменяются.

Это не относится к фреону марки R-410А – более современной версии, которая применяется в последних моделях сплит-систем. Составы R-407С и R-410А не наносят вреда окружающей среде, в отличие от фреона R-22. Он представляет собой состав прошлых лет, использование которого не рекомендуется из-за вреда для озонового слоя.

Чем безопаснее фреон, тем он дороже. Но использовать ради экономии неподходящую марку фреона нельзя. Сведения о том, какой именно хладагент необходим для конкретного прибора, указаны в его техпаспорте, а также на шильде, прикрепленном к корпусу наружного блока.

Как подготовить прибор?

Нельзя просто взять баллон с хладагентом, присоединить его к трубке и впустить в систему некоторое количество вещества. Дело в том, что сначала нужно подготовить устройство к этой операции. Если фреон вытекает неестественно быстро, скорее всего, имеет место разгерметизация корпуса.

Медная трубка сплит-системы

Нужно узнать причину, устранить ее и только после этого впускать в систему новую порцию газа. Герметичность контура проверяют и тогда, когда нужно восполнить хладагент, потерянный во время эксплуатации. Очень часто утечка возникает после неумелого монтажа.

Например, некоторые неопытные мастера неаккуратно обрезают развальцованный край медной трубки и забывают о необходимости восстановить вальцовку. В результате протечка возникает в месте соединения трубки с наружным блоком. Медь – довольно мягкий материал.

Очистка наружного блока

Повредить вальцовку можно, даже не обрезая трубку, достаточно неровно завинтить крепеж. Поэтому перед заправкой сплит-системы нужно развинтить это соединение и проверить состояние края трубки. Если он поврежден, следует его обрезать, развальцевать и завинтить крепление. При этом действовать следует аккуратно, гайка должна идти легко, без усилий.

Читайте так же:
Почему шумит газовый котел: отчего агрегат гудит, щелкает, свистит, хлопает + как бороться

Дополнительная информация о вероятных поломках кондиционера и способах их устранения представлена в этой статье.

Непосредственно перед заправкой проводится процедура осушения системы. В контур заводят азот или фреон, чтобы вытеснить из него посторонние вещества. При высоком давлении устройство тщательно осматривают в поисках щели, из которой вытекает газ. Иногда целесообразно использовать при этом ультрафиолетовую лампу.

Методы контроля количества фреона

Выясняя, как самому заправить сплит систему фреоном, следует помнить, что количество хладагента должно быть достаточным, но не чрезмерным. Если в контуре будет слишком много газа, работа устройства будет серьезно нарушена, поскольку хладагент просто не будет успевать испаряться. Это может серьезно повредить компрессор.

Такая ситуация для устройства хуже, чем если в системе будет недоставать несколько граммов хладагента. Поэтому во время заправки нужно организовать контроль количества фреона, поступающего в систему.

Делают это следующими способами:

  • измеряя изменение массы баллона с хладагентом;
  • учитывая давление в системе, которое должно достичь определенного показателя;
  • оценивая состояние контура через смотровое стекло;
  • учитывая изменение температуры у вентилятора внутреннего блока.

Самый простой способ контролировать количество фреона – фиксировать изменение веса баллона. Для этого перед заправкой емкость с хладагентом ставят на весы, обнуляют результат и наблюдают за изменением показателей при открытом кране баллона.

Как только его вес уменьшится на необходимую величину, заправку сразу же прекращают. Конечно, этот метод используется только для полной заправки контура. Если нужно просто дозаправить систему, то предварительно нужно узнать вес хладагента, который уже имеется внутри, а в домашних условиях это сделать затруднительно.

Существуют профессиональные весы, предназначенные для этих целей, но многие мастера обходятся недорогими бытовыми моделями.

Прибор должен соответствовать следующим требованиям:

  • грузоподъемность – не менее 20 кг;
  • градация шкалы – от 100 г;
  • наличие опции взвешивания тары.

Удобнее всего использовать электронные весы, по которым проще отслеживать изменение веса емкости с хладагентом.

Другой доступный вариант – довести давление внутри контура до нужного показателя. Чтобы выполнить такую заправку, понадобится манометрический коллектор. С помощью этого прибора оценивается давление внутри системы.

Хладагент подают на контур небольшими порциями, постоянно сверяя сведения о давлении с нормативным показателем, пока не будет достигнуто совпадение.

Проверка работы сплит-системы

Коллектор – достаточно дорогое оборудование, которое не имеет смысла покупать, чтобы использовать один раз в несколько лет. Он пригодится не только на этапе закачки фреона, но также и при осушении и вакуумировании системы. Можно занять такой прибор у знакомого мастера или арендовать в специализированной точке.

Метод с применением смотрового стекла доступен профессионалам. Он состоит в том, чтобы наблюдать за состоянием потока хладагента, отслеживая момент, когда из него исчезнут пузырьки воздуха. В домашних условиях часто используются первые два метода.

Измерение температуры – простой, но не слишком надежный способ. У вентилятора при заполненном контуре температура обычно должна составлять около восьми градусов, хотя существуют модели, для которых этот показатель равен пяти, допускается отклонение на пару градусов. Хладагент вводят малыми порциями, периодически делая замеры.

Как заправить кондиционер хладагентом?

Сначала нужно подготовить необходимые устройства и инструменты, такие как баллон с фреоном, весы, коллектор, термометр, вакуумный насос и т.д.

В целом порядок работ при заправке сплит-системы на весах выглядит следующим образом:

  1. Сначала блоки радиаторов нужно очистить от пыли, чтобы обеспечить корректную работу вентиляторов.
  2. Снять колпачок с большой трубки на внешнем блоке.
  3. Соединить этот выход со шлангом коллектора.
  4. Установить на весы емкость с фреоном.
  5. Выставить на весах положение ноль и включить режим измерения веса тары.
  6. Присоединить к контуру вакуумный насос, чтобы выкачать из системы остатки старого фреона, влагу, грязь, воздух и т.п.
  7. Подключить к контуру емкость с фреоном.
  8. Открыть вентиль и наблюдать за показаниями весов.
  9. Перекрыть вентиль и отсоединить емкость от кондиционера.
  10. Отсоединить шланг, закрыть отверстие колпачком.
  11. Проверить работу системы.

При заправке с измерением температуры, нужно установить средний режим для вентилятора внутреннего блока и запустить устройство на режим охлаждения до температуры 18°С. Зафиксировать показания температуры и данные с манометра.

Коллектор для заправки сплит-системы

Если снаружи температура составляет 25°С, то нормальный уровень давления в контуре должен быть равен 4,2-5 бар.

Когда давление достигнет максимума, температуру воздуха снова замеряют.

Баллон с фреоном на весах

Она должна заметно понизиться. На этом этапе манометр открывают примерно на 10 секунд, а затем продолжают закачивать хладагент в систему до максимального уровня давления.

После того, как исходная температура воздуха понизится на 12-14°С, заправку можно считать завершенной, можно начинать тестирование системы.

Вакуумный насос

Чтобы проверить, насколько хорошо работает прибор после заправки, рекомендуется включить его в сеть и перевести на минимальный режим охлаждения. Если примерно через четверть часа трубы начнут обмерзать, значит, хладагента слишком мало в системе, следует добавить немного фреона. Если же трубы в порядке, процедуру можно считать успешно завершенной.

Несколько важных нюансов

Прежде чем начинать работы, необходимо изучить техпаспорт кондиционера и инструкцию, которая к нему прилагается. Если эти документы утеряны, обязательно следует обратить внимание на металлический шильд, закрепленный на наружном блоке.

Технические характеристики сплит-системы

На этой металлической пластине обычно имеются все основные сведения по этой конкретной модели. Здесь можно узнать, какая именно марка фреона использована для заправки контура, каким должно быть давление в нем, сколько граммов хладагента нужно закачать в систему и т.д.

Следует помнить, что номинальное давление в контуре зависит от марки хладагента, а также от температуры окружающего воздуха. Если на улице слишком холодно или жарко, а замеры проводятся по манометру, необходимо сделать поправку. Данные об изменении давления можно найти в справочниках.

При тестировании кондиционера после заправки нужно включать только режим охлаждения. Если случайно запустить обогрев, можно залить компрессор и полностью сломать сплит-систему.

Выводы и полезное видео по теме

Заправка сплит-системы фреоном:

Как выполнить дозаправку контура:

Заправить сплит-систему самостоятельно сложно, но вполне возможно. Для этого нужно выбрать подходящий способ, найти необходимое оборудование и точно соблюсти процедуру заправки. Но если нет полного понимания процесса, лучше попросить профессионального мастера о помощи и консультации.

Есть, что дополнить, или возникли вопросы по заправке сплит системы? Можете оставлять комментарии к публикации, участвовать в обсуждениях и делиться собственным опытом восстановления работоспособности климатического оборудования. Форма для связи находится в нижнем блоке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию