Ak-montazh.ru

Интернет-энциклопедия по ремонту
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зимний и летний газ – в чем разница? Какой газ лучше использовать для заправки газгольдеров

Зимний и летний газ – в чем разница? Какой газ лучше использовать для заправки газгольдеров

Автономная газификация отличается практичностью и экономичностью использования голубого топлива. Но для заправки газгольдеров на рынке предлагается зимний и летний газ, которые существенно различаются в цене.

Согласитесь, сэкономить хочется каждому из нас. Но стоит ли это делать в случае с газгольдерным горючим? Далее мы подробно разберем – насколько хорош дешевый СУГ, в чем его особенности и как он будет себя вести зимой.

Марки газового топлива для газгольдера

Самое главное – следует однозначно различать газ магистральный и газгольдерный. Оба варианта используются как для отопления, так и готовки на плите. Однако это принципиально разные газовые составы. В случае с трубой мы имеем дело с метаном CH4, а из газгольдера поступает смесь пропана C3H8 и бутана C4H10. О втором типе «голубого» горючего далее и пойдет речь.

Сжиженный газ для газгольдера

В газгольдер заливается пропан-бутановая смесь с небольшим объемом примесей. Метан в данном случае не используется, так как сжижать его для применения в автономном газоснабжении слишком дорого. Чтобы получить сжиженный природный газ, метановую фракцию требуется охладить до -160 °С. Делается это на специальных заводах, стоит немалых денег и применяется лишь для перевозки СПГ на большие расстояния в больших объемах.

Сжижение пропана с бутаном более дешевая операция. Для этого охлаждать их требуется до гораздо меньших температур, нежели метан. Плюс хранить СУГ можно длительное время в простом газовом баллоне или газгольдере без проведения особых мероприятий. Поэтому-то пропан-бутановую смесь и принято использовать в автономном газоснабжении частных домовладений, а также в качестве топлива для автомобилей.

ГОСТом регламентирует использование СУГ в виде:

  • ПТ – пропана технического;
  • БТ – бутана технического;
  • СПБТ – смеси пропана и бутана технических.

Применение этих марок в каждом конкретном случае зависит от климатических условий и типа газгольдера.

Заправка газгольдера из машины

ББФ – это дешевый и низкокачественный газ с конденсатом. При его сжигании выделяется приблизительно на 10% меньше тепла, чем при использовании обычного СПБТ. Закачивать такое топливо в газгольдер и сжигать в котлах вполне допустимо. Однако его применение не самым лучшим образом сказывается на сроке службы газового оборудования, существенно снижая оный.

Отличие зимнего СУГ от летнего

Смесь пропана и бутана в газообразном состоянии хорошо перемешивается воздухом, что гарантирует ее равномерное горение и полное сгорание. При этом ГОСТом предусматривается плавающее соотношение долей C3H8 и C4H10 в СУГ. Отсюда и идет разделение сжиженного газа на летнюю и зимнюю марки.

Жидкая и паровая фаза СУГ

Переход СУГ из жидкого состояния в паровое происходит внутри газгольдера. При этом если бутан при нормальном давлении способен перейти из жидкости в газ при температурах только до -0,5 °С, то пропан до -42 °С. Если в сжиженном виде то или иное топливо охладится ниже данных показателей, то переход его в паровую фазу будет невозможен.

При морозе на улице в минус 10–20 °С бутан так и останется в виде жидкости. В результате он станет непригоден для использования в газовом котле отопления или нагрева воды для ГВС. Чем его меньше зимой в газгольдере, тем лучше.

В «зимнем» газе доля пропана достигает 80%, а в «летнем» его лишь около 50%. Бутан значительно дешевле, поэтому его стараются добавить в СУГ как можно больше. Однако без пропановой составляющей тоже обойтись сложно.

Читайте так же:
Как подключить вентилятор в ванной к выключателю своими руками

Пропан отвечает за давление в системе и стабильность перехода жидкая/паровая фаза. Если на зиму в газгольдер залить «летний» вариант СУГ, то в какой-то момент испарение сжиженной смеси прекратится. В результате котел останется без топлива, а дом без тепла.

Заглубление газгольдера при установке

Базовая разница между «летней» и «зимней» марками газгольдерного газа – соотношение пропана и бутана в СУГ. Чем больше первого, тем лучше в любое время года. Однако с увеличением пропановой доли растет также цена топлива.

Если газгольдер не закопан в соответствии с требованиями СНиПов в землю, а зимой температура воздуха опускается ниже нуля, то «летняя» смесь СУГ в нем обязательно перестанет переходить в паровую фазу. И тогда в самый неподходящий момент пропан полностью испарится и израсходуется, а бутан так и не станет газом.

Какой вариант лучше выбрать?

Чем больше бутана в СУГ, тем дешевле сжиженный газ для газгольдера. Но эффективность и стабильность работы газгольдерного оборудования напрямую зависит от содержащегося в пропан-бутановой смеси более дорогого пропана. Далеко не всегда дешевизна хороша. Желая сэкономить на топливе, можно в холода оказаться вовсе без отопления.

Мобильный газгольдер на прицепе

В случае с заглубленной ниже уровня промерзания газгольдерной емкостью ситуация не столь однозначна. В теплом регионе тепла земли обычно с лихвой хватает, чтобы обеспечить качественное испарение бутана даже при кратковременных морозах до -15 °С. В результате смысла тратиться на дорогостоящий зимний вариант СУГ нет никакого.

Вдобавок 50% пропана – это хороший запас на случай недолгих заморозков. В морозы будет тратиться он, а при потеплении в котел вновь пойдет бутан. Никаких проблем газовому оборудованию это не создаст.

Однако если дом с газгольдером расположен в холодном или очень холодном климатическом районе, то без использования топлива с повышенным содержанием пропана не обойтись. В таком регионе лучше еще по осени заранее осуществить заправку газовой емкости предназначенным специально для зимы газом. Экономить здесь не следует, иначе придется мерзнуть.

Также рекомендуем ознакомиться с правилами монтажа газгольдера на участке. Подробнее – переходите по ссылке.

Особенности заправки и забутанивание

По нормам газгольдер заправляется сжиженным газом не полностью, а на 85%. Оставшиеся 15% нужны для перехода жидкая/паровая фаза и создания внутри емкости давления. Если заполнять резервуар в течение года только летней смесью, то зимой бутана в виде жидкости накопится в ней под завязку. Тогда добавить новое топливо с пропаном будет просто невозможно, а имеющееся нельзя будет использовать по назначению.

Газгольдер и машина для заправки

Забутанивание газгольдера – серьезная проблема. Чтобы откачать образовавшийся “конденсат”, придется вызывать газовщиков. При этом деньги они за откачку возьмут немалые, а выкачанный бутан потом разбавят пропаном и зальют вновь кому-то в газгольдерную емкость. Для поставщика двойной навар, а для владельца системы автономного газоснабжения одни затраты. Лучше изначально не допускать подобной ситуации.

Чтобы избежать забутанивания, используется один из трех способов:

  1. К зиме по осени в газгольдер заливается «зимний» СУГ.
  2. Устанавливается специальный испаритель для принудительного перевода сжиженного бутана в газ.
  3. Газгольдер снаружи оборачивается обогревающим кабелем.

Чаще всего применяется первый способ. Но два вторых также исключать не стоит. Работа испарителя и обогревающего кабеля – это затраты электроэнергии. Зато если установлено и используется подобное оборудование, то можно без опаски на зиму заказывать дешевый «летний» газ.

Как не продешевить при покупке газа?

Разница в цене между летним и зимним газом порядка 30–40%. Дешевле всего он продается весной, а дороже всего – осенью. И сэкономить здесь конечно хочется, особенно если газгольдер вместительный. Однако если СУГ предлагается по стоимости за литр сильно ниже рынка в конкретном регионе, то стоит серьезно задуматься.

Читайте так же:
Нужно ли ставить приточно-вытяжную вентиляцию с рекуперацией для дома на 175 квадратов?

Однозначно указать какой газ лучше всего заливать в газгольдер на зиму невозможно, окончательное решение зависит от:

  • типа установленной емкости;
  • климата региона;
  • наличия/отсутствия дополнительного оборудования.

В одних ситуациях выгодней устанавливать принудительный испаритель для бутана и приобретать дешевый летний газ, а в других – делать выбор исключительно в пользу зимнего СУГ. Для каждого конкретного случая расчет затрат нужно делать индивидуально. Тем более, что цена сжиженного пропана в каждом регионе своя.

Летний и зимний СУГ

Стоимость заправки газгольдера зависит от:

  • наполненности емкости;
  • удаленности населенного пункта;
  • сезонности и типа газа (летний либо зимний);
  • объема фактической закачки и размеров бочки заказанного газовоза.

Если вам на рынке попался поставщик с сильно заниженной ценой, то следует лишний раз подумать, насколько у него качественный газ. С одной стороны он способен подсунуть вместо зимнего СУГ летний, а с другой – вовсе залить в газгольдер некачественную смесь с конденсатом и примесями.

Покупать для газгольдера топливо следует лишь у проверенных временем продавцов. При проблемах замена емкости для сжиженного газа обойдется в круглую сумму. Излишняя экономия на горючем – потенциальные, а зачастую и неизбежные затраты на ремонт газового оборудования.

Выводы и полезное видео по теме

Рекомендации по заправке минигазгольдера:

Процесс откачки из газгольдерной емкости газа для ее ремонта:

Как обманывают при заправке газгольдера:

Летом зимний газ будет гореть без каких-либо проблем. А вот применение летнего СУГ зимой возможно далеко не всегда. Чтобы не встретить холода с низким давлением в газгольдере из-за замедленного парообразования, лучше всего его осенью заправлять сжиженным топливом с высоким содержанием пропана. Но если регион теплый или установлено специальное оборудование, то емкость вполне допустимо заполнять дешевой летней пропан-бутановой смесью круглый год.

Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, делитесь опытом и участвуйте в обсуждении этого материала. Блок для связи расположен под статьей.

Зимний и летний газ – в чем разница? Какой газ лучше использовать для заправки газгольдеров

Главная Статьи Газгольдеры и минигазгольдеры Можно ли оставлять на зиму летний газ в газгольдере

Можно ли оставлять на зиму летний газ в газгольдере

Часто домовладельцы, чтобы обезопасить себя от форс-мажорных ситуаций с поставкой газа или в местах, где невозможна прокладка централизованного газопровода, заказывают монтаж газгольдеров. К этому оборудованию подключается система отопления, нагрева воды и плиты для приготовления пищи. Это дает существенную экономию Но чтобы оборудование работало эффективно и бесперебойно, нужно соблюдать правила монтажа и рекомендации по эксплуатации.

Газгольдер для дома

Специфика работы и заправки разных типов газгольдеров

Газгольдеры бывают наземными и подземными, горизонтальными и вертикальными. У этих устройств различается объем и размер, форма горловин, которые бывают низкими или высокими. Каждый хозяин делает свой выбор, учитывая такие факторы, как:

  • площадь дома, которой которой зависит потребность в газе и V резервуара;
  • частоту использования оборудования — дом может быть с постоянным или сезонным проживанием;
  • климат местности — в первую очередь глубина промерзания грунта, уровень грунтовых вод.

Для местности с холодным климатом стоит выбрать минигазгольдер с горизонтальным монтажом и достаточно высокой горловиной. Это позволит разместить емкость ниже уровня промерзания почвы. Ее заправляют сжиженным миксом пропан-бутана — у этих компонентов разная температура нагревания. При этом специалисты еще и отличают зимний и летний газ

В чем отличие зимнего газа от летнего и можно ли последний использовать в холода?

Для летнего периода больше подходит бутан — этот газ испаряется под давлением в момент перехода через испаритель, когда температура воздуха плюсовая А вот пропан способен испаряться при отрицательной температуре и этот факт стал основанием заправлять им газгольдеры в холодное время года.

Смесь в каждое время года имеет различающееся соотношение этих компонентов. Так, в летнем варианте соотношение пропан-бутан равно 60:40 (как вариант допускается 50:50). Зимой пропорции меняются — процентное соотношение составляет 75:25 (возможно 80:20). Из этих цифр очевидно — для зимы в смеси должно быть больше пропана. Он не кристаллизуется и хотя стоит дороже, гарантирует, что топливо не замерзнет даже находясь в наземной емкости.

А вот для подземных накопителей не играет большого значения, какой микс заправлен. В любом случае она надежно защищена от промерзания — для этого должны быть соблюдены все требования и выдержаны нормы к монтажным работам. В некоторых случаях домовладельцы устанавливают газгольдеры в неотапливаемых сараях, бытовых постройках, пустующих гаражах. В них пропорции смеси важно четко придерживаться в зимний период. Рачительные хозяева, зная все тонкости в работе систем, стараются в теплый период максимально использовать закачанную летнюю смесь и к холодам заправить устройство зимней смесью.

Состав газовой смеси для газгольдеров. Его влияние на работу аппаратов

сжиженный газ

Автономное газоснабжение в Европе и нашей стране всё чаще осуществляется с помощью газгольдеров. На Западе чётко разделяют газ предназначенный для отопления и для авто, у нас такого нет. Для того и другого используются сжиженным углеводородным газом (СУГ). Выпускают следующие его марки:

В зимней смеси относительное количество бутана не превышает 25%. В летней смеси его больше. Смесь БТ в газгольдерах не применяется. Упомянута здесь лишь для полноты информации.

Зная состав СУГ для заправки газгольдера, вы сможете быстрее понять, подойдёт она вам или нет, к каким последствиям может привести её использование. Помимо пропана и бутана смесь содержит этан с пентаном.

Формула – С2Н6. В СУГ этан добавляют специально с целью:

  • Поддержания нужной величины давления в ёмкостях с газовой смесью.
  • Предотвращения разрушения газовых резервуаров в зимнее время, когда температура газовой смеси опускается за точку росы. Без этана, вся смесь при упомянутых условиях перешла бы в жидкое состояние, образовался вакуум и атмосферное давление, направленное на резервуар снаружи раздавило бы его. На отопление этан существенного влияния не оказывает т. к. содержится в СУГ в сравнительно малых количествах.

Делая расчёт газгольдеров, следует иметь в виду, что при отборе газовой фазы этан испаряется интенсивнее всего.

Пентан

Формула – С5Н12. В смесь его добавляют для того чтобы резко снизить давление паров, увеличить точку росы и количество жидкого остатка. Конденсируется пентан уже при 36°С, т. е. по сути представляет собой жидкость. Медленное её испарение с той или иной интенсивностью происходит почти всегда, чем выше температура, тем сильнее. Ёмкость может оказаться наполненной этим газом. Смесь для газгольдеров, содержащая упомянутый углеводород, требует обязательной установки конденсатосборников, своевременно удаляющих образующийся жидкий осадок. В противном случае жидкость может попасть прямо в газовые горелки.

Автономное газоснабжение

Пропан

Формула – С3Н8.При нормальных условиях тяжёлый газ. Один из главных компонентов СУГ. При температуре 35°С его давление составляет 0,14 МПа. Это наименьшее значение, при котором возможна нормальная работа газгольдера. Если пропаном заправить газгольдер в Московской области, необходимость искусственно преобразовывать СПГ из жидкого состояния в газообразное вряд ли настанет. Зимы последние годы стали совсем тёплыми, но даже если случится минус 20, с газоснабжением будет всё нормально.

Бутан

Формула – С4Н10. В обычных условиях является тяжёлым газом. Конденсируется уже при минус 0,5°С, однако уже при плюс 5°С не может быть использован. Если вам предложат купить суг с повышенным содержанием бутана, знайте – отапливать им дом в зимнее время вертикальный газгольдер не сможет.

Насчёт горизонтального вопрос спорный.Если поверхность раздела жидкой и газообразной сред будет достаточно большой, вероятно отопление можно получится организовать. Если случится охлаждение участков газопровода до минусовых температур, то при отоплении СУГ с высокой концентрацией бутана обязательно следует предусмотреть конденсатосборники-испарители. Также следует упомянуть, что присутствии пропана и этана бутан объёмно не кипит, связано это с более низким значением его парциального давления.

Заключение

Перед тем как вы решите сжиженный газ для отопления купить обязательно ознакомьтесь с его составом. Почему это важно, понятно и очевидно из изложенного выше материала. Тепла вам в доме.

Зимний и летний газ – почему не стоит экономить на заправке газгольдера

Автономная газификация является отличной альтернативой централизованному отоплению. Такие установки не требуют подключения к магистрали и могут работать в абсолютно разных климатических условиях, в зависимости от которых перед пользователем стает выбор: использовать зимнее или летнее топливо. В этой статье мы разберемся, чем отличается летний газ от зимнего, и решим, что все-таки выгоднее.

Главные отличия зимнего и летнего газа

Газ для заправки газгольдера и магистральный имеют совершенно разные составы, первый – смесь пропана и бутана, второй – метан. Плюсы от этого очевидны – СУГ гораздо дешевле привычного газа, его можно длительное время хранить в резервуаре станции или баллоне, а также транспортировать на большие расстояния. Именно поэтому его используют для обогрева частных домов или заправки машин.

Утепление газгольдеров через закапывание

Фотография работ по утеплению газгольдера на зиму через закапывание в землю

В зависимости от типа газгольдера применяют три вида СУГ:

  • ПТ – пропан технический.
  • БТ – бутан технический.
  • СПБТ – смеси пропана и бутана технических.

Смесь пропана и бутана хорошо перемешивается с воздухом, что гарантирует полное сгорание и высокую плотность обогрева. В зависимости от процентного содержания того или иного компонента, СУГ разделяют на летний и зимний.

Схема закапывания газгольдера

Изображение схемы закапывания газгольдера в землю

Бутан при нормальном давлении переходит из жидкости в газ при -0.5 градусов Цельсия, а вот пропан способен держатся в жидком состоянии до -42 0 . Если то или иное топливо в сжиженном виде охладится ниже этих показателей, тогда оно не перейдет в паровую фазу. При морозах в минус 10-20 градусов Цельсия бутан так и останется жидким. Зимой количество бутана в газгольдере должно быть меньше, чем летом.

Если при установке газгольдер был закопан неправильно, тогда зимой «летняя» смесь газа попросту не перейдет в паровую фазу, пропан израсходуется, бутан так и останется жидким

Зачастую люди в погоне за экономией покупают более дешевую летнюю смесь, чем значительно ухудшают эффективность работы станции. При таком раскладе функционирование системы может быть нарушено, отопление прервано, а сама установка будет нуждаться в ремонте.

Каждому топливу свой сезон

Если станция заглублена и утеплена нормально, а морозы в вашей местности слабые – тратиться на зимний газ нет никакой причины. При таком раскладе запаса пропана хватит на случай заморозков, а когда потеплеет, бутан снова появится в котле без вреда для оборудования.

Работы по установке газгольдера

Изображение работ по установке газгольдера

В то же время, проживая на территории, где то и дело наблюдаются сильные и длительные морозы – без зимнего топлива просто никуда. Тут уже нет смысла гнаться за экономией, потому что существует огромный риск не только влететь в копеечку на ремонте станции, но и вовсе остаться зимовать без какого-либо тепла.

Цитата: Специалисты рекомендуют заправлять газгольдер зимним газом с осени. Такой подход обезопасит вас от неприятностей, которые могут возникнуть в случае неожиданных заморозков

Будьте внимательны, при заправке газгольдера степень его наполнения сжиженным газом будет на 85%, остальные 15% нужны для образования паровой фазы. Если на протяжении года вы будете заполнять газгольдер только летним газом, то зимой бутана там будет очень много. Добавить новое топливо с пропаном будет невозможно, равно так же, как и извлечь весь бутан. Такая проблема называется «забутанирование», и решить ее возможно только после вызова специалистов газовой службы.

Чтобы избежать этого, существует три варианта:

  • С осени заливать «зимний» СУГ.
  • Снаружи обернуть газгольдер обогревающим кабелем.
  • Установить испаритель, для перевода бутана в газ.

Последние два правила хоть и наиболее дорогостоящие, но позволяют заливать летнее топливо даже зимой, значительно экономя средства на расходном материале. Напомним, что средняя разница в зависимости от производителя на летний и зимний газ – порядка 50%, и, если вы намерены использовать автономную систему отопления на постоянной основе, а не взяли ее в аренду такое вложение за несколько лет окупит себя с головой.

Для того, чтобы не попасться на удочку недобросовестных поставщиков, рекомендуем тщательно проверять всю документацию, и выучить наизусть какой процент газа считается зимним

Работы по закапыванию газгольдера

Изображение работ по утеплению газгольдера путем закапывания

Подведем итоги

Как мы видим однозначного ответа на вопрос, какое топливо лучше заправлять в газгольдер на зиму нет. Все зависит от климата региона, типа газгольдера, возможности регулярной поставки топлива и дополнительного оборудования. Если вам предлагают дешевый «зимний» газ, тут тоже лучше задуматься. Часто поставщики подсовывают вместо зимнего газа летний СУГ или же могут залить в систему газ с примесями, что плохо отразится на работе емкости. Поэтому стоит покупать газ для газгольдера лишь у проверенных поставщиков.

Совет! Заранее подумайте о бесперебойных поставках. Договоритесь с компанией о доставке газа для газгольдера, и обсудите сроки. Так вы обезопасите себя от простоя, и никогда не останетесь без тепла

Можно сделать вывод, что экономия – это не всегда хорошо, ведь в будущем можно влететь в копеечку. Чтобы не встретить зиму в холоде, лучше всего будет с осени залить в газгольдер «зимний» газ и быть спокойным. В случае, если вы счастливый житель южных областей нашей необъятной и не сталкиваетесь с минусовой температурой вовсе – смело лейте летний газ круглый год!

Остались вопросы? Свяжитесь с нашими менеджерами! Они расскажут обо всех нюансах и помогут оформить заявку на заправку качественным газом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию